«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%

Твардовский - не Солженицын!


         Вторая его поэма стала уже событием не просто выдающимся, а грандиозным. Чтобы вполне оценить, какую роль сыграл "Василий Тёркин" во время войны, надо было жить тогда. Лучше всего писали об этом бойцы с фронта - некоторые цитаты из их обращений к поэту на выставке приведены. Хорошо, что представлена картина Юрия Непринцева "Отдых после боя" (из фондов Третьяковской галереи) - своего рода выразительная живописная иллюстрация к поэме Твардовского.
         Однако в целом и этот раздел оставляет ощущение неудовлетворённости. Почему он, посвящённый войне (даже двум - ещё и советско-финляндской, где начинал рождаться образ Тёркина), - самый маленький из трёх разделов, составивших экспозицию? Дальше выскажу своё соображение - почему. А не хватает тут многого.
         Не нашёл я даже портрета лучшего и самого любимого Твардовским исполнителя его поэмы - уникального артиста МХАТ Дмитрия Николаевича Орлова, чей неповторимый голос так часто с волнением слышал по радио в военные и первые послевоенные годы. Можно сказать, вся страна жила с этим голосом подлинно народного артиста, читавшего великое произведение народного поэта! Вот бы и дать возможность посетителям выставки послушать фрагменты того удивительного чтения: ведь фонограмма сохранилась. Нет, на открытии кусочек из "Тёркина" прочитал Вениамин Смехов. Ну какое может быть сравнение...
         Однако и Смехов из любимовского Театра на Таганке был приглашён не случайно, и также не случайно самым большим разделом на выставке стал... Догадываетесь - какой? Конечно, посвящённый "Новому миру".
         Тут своя логика. Как там ни крути, а "Тёркин" помогал народу (и помог!) отстоять Советскую Родину, столь ненавистную для Чудаковой и её единомышленников. А либеральный "Новый мир", возглавлявшийся Твардовским, объективно помогал в какой-то мере колебать советские основы. Далеко не всё было здесь однозначно и прямолинейно просто, даже в отношениях между главным редактором и его сотрудниками. Но об этом-то документы на выставке, тщательно отобранные, как раз и умалчивают.
         Между тем написал же Твардовский в своей рабочей тетради: "Нету у меня в редакции человека, для которого журнал был бы главной заботой, интересом его жизни, которого бы снабжал и советами, и помощью..." Или ещё более откровенное и драматическое признание: "... Все эти Данины, Анны Самойловны... вовсе не так уж меня самого любят и принимают, но я им нужен как некая влиятельная фигура, а все их истинные симпатии там - в Пастернаке и Гроссмане..."

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100