«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%


         Бабья песня. Бабье дело.
         Тяжелеет серп в руке.
         И ребёнка плач несмелый
         Еле слышен вдалеке.

         "Плач несмелый" - нетривиальный эпитет прорывается в укладывающийся в рамки советской печати текст из другого, подлинно поэтического языка..."
         Так пишет Чудакова. Хочется воскликнуть: ну и ну! Да неужто "ребёнка плач несмелый" не укладывался в рамки советской печати? И неужели в нём, эпитете этом, весь русский национальный характер?
         В качестве изобразительного эпиграфа к первому разделу выставки Чудаковой поставлен увеличенный кадр кинохроники 1923 года: в день Рождества сельская молодёжь несёт лозунг "Раньше богородица родила Христа, а теперь - комсомольца". Торжествующе рассказывала Мариэтта Омаровна, с каким трудом удалось ей это разыскать. Но ведь куда точнее применительно к Твардовскому и к этому времени был бы иной кадр, из следующего года - 1924-го: прощание с Лениным.
         С ним прощалась вся страна, в том числе и крестьяне смоленской деревни Загорье, чему позднее Твардовский посвятит пронзительный стихотворный цикл "Памяти Ленина". О том, как он, тринадцатилетний, после траурного крестьянского схода остался из-за ненастья один ночевать в сельской школе и мысленно сквозь слёзы, "с горячей и чистой любовью", давал свою клятву на верность делу ушедшего вождя:

         Я буду служить ему честно,
         Я всю ему жизнь посвящу,
         Хотя и не будет известно
         О том никогда Ильичу.

         Стихи про "январь незабвенного года" кончаются строкой, весьма значимой для Твардовского: "В тот год я вступил в комсомол". И не случайно, конечно, имя Ленина появилось в первых же его стихотворных опытах. И недаром он всю жизнь настойчиво повторял: "Если бы не Октябрьская революция, меня бы как поэта не было".
         Но это Твардовский так считал, а Чудакова считает иначе. Поэтому на выставке ничего этого нет. В документах о первом периоде творческого пути поэта преобладают всяческие нападки на него - вроде статьи "Кулацкий подголосок" в смоленской молодёжной газете или найденного в архиве подмётного доноса.
         Не хочу ничего упрощать. Нападки и доносы были. И то, что отец Твардовского был раскулачен, стало тяжелейшей драмой сына. Однако это испытание не сломало его. Как талантливейший поэт, как автор "Страны Муравии", отстаивавшей идею коллективной крестьянской жизни, именно в эти годы он по-настоящему начинается. А Советское государство в полную меру его поддерживает. Двадцатидевятилетним удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина. Через два года становится лауреатом Сталинской премии. За ту же поэму "Страна Муравия".
         Разве можно сказать, что это не за талант, а за конъюнктуру? Даже Чудакова прямо такое не говорит. Но вот нет на выставке документов, которые достойно отразили бы особое литературное значение первой поэмы Твардовского и общественную реакцию на неё. А ведь было, было и то и другое...

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100