«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         В отличие от своего предшественника Рыжкова Павлов, первый профессиональный финансист на посту премьер-министра, не тратил время на театральные всхлипывания и риторические призывы остановить "парад суверенитетов" - он решил воздействовать на республики силой рубля. На период реализации антикризисной программы Павлов намеревался полностью подчинить себе Госбанк СССР и налоговые инспекции. Это давало возможность с помощью финансово-бюджетной и кредитной политики сохранить единое экономическое пространство, зорко присматривать за национальными окраинами и таким образом остановить распад союзной экономики на отдельные составляющие.
         Но ставка на "завинчивание экономических гаек", будучи возвратом к администрированию, только модернизированному, получила резкий отпор со стороны республик, бесповоротно ставших на путь экономической и хозяйственной самостоятельности.
         Причины своих неудач Павлов видел в политике Горбачёва, который вместо того, чтобы содействовать сохранению влияния Центра, пошёл навстречу республикам, начав Ново-Огарёвский процесс. В случае подписания Союзного договора сформированное Павловым правительство практически оставалось бы не у дел, а разработанная им программа сохранения сильного Центра выбрасывалась на свалку.
         Остановить Ново-Огарёвский процесс могло только ЧП.
         "Партия утратила бдительность, - сказал Павлов на апрельском пленуме ЦК КПСС 1991 года. - Кабинет министров предлагает немедленно ввести ЧП на транспорте, в отраслях топливно-энергетического комплекса, металлургии. При необходимости ЧП должно вводиться и в отдельных регионах страны. Особый режим деятельности должен быть введён и в банковской системе".
         На это Горбачёв Павлову и другим, муссировавшим на пленуме тему ЧП, ответил в своей заключительной речи: "Некоторые товарищи видят способ выхода из кризиса в одном - во введении ЧП во всей стране. Причём, под этим подразумевается отнюдь не потребность сохранения порядка и дисциплины на производстве... Будем говорить откровенно. По существу многим чрезвычайные меры видятся как средство возврата к политической системе, существовавшей у нас в доперестроечное время..."
         Отношения между Павловым и Горбачёвым после апрельского пленума обострились. Президент и премьер-министр окончательно разошлись по разные стороны баррикад.
         На июньской сессии Верховного Совета СССР, на которой Павлов потребовал для себя "дополнительных полномочий", в том числе и на законодательную инициативу, депутат из Белоруссии поинтересовался, как тот собирается реализовывать суверенитет республик в сочетании с идеей сохранения единого экономического пространства. На что премьер в свойственной ему нагловатой манере (а в тот день он был, что называется, в ударе) ответил: "Вообще суверенитета как такового, ничем не ограниченного, не бывает нигде в мире. Суверенитет всегда ограничен. Либо это делается добровольно, либо принудительно".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100