«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 36%

Учитель


         Если есть на свете хоть какая-то справедливость, то имя Николая Федоровича Федорова - человека, посвятившего всю свою жизнь служению человечеству, - еще будет поставлено в один ряд с именами самых выдающихся мыслителей XIX века.
         Родился он в 1829 году и, получив прекрасное образование, 14 лет преподавал историю и географию в уездных училищах среднерусской полосы. Затем Федоров переезжает в Москву и поступает на работу библиотекарем в Румянцевский музей.
         Современники единодушно отмечали его поразительные, поистине энциклопедические познания в самых разных областях жизни, науки, искусства. К тому же он в совершенстве знал не только основные европейские, но и несколько восточных языков.
         Федоров был человеком необычайной доброты и нравственной чистоты. Одержимый идеей создать идеологию, которая смогла бы объединить всех людей, живущих на нашей планете, он предлагает человечеству свою "Философию общего дела". Ее основа - это принцип наивысшей ценности человеческой жизни и тезис о невозможности примириться хотя бы с одной человеческой смертью. Смерть - вот самый страшный враг для каждого человека. Она поджидает нас, не различая ни национальности, ни веры, ни звания. А значит, победа над ней будет той заветной целью, которая сплотит человечество, заставит его забыть вражду и междоусобные войны. Но, постигнув причины смерти и добившись практического бессмертия, люди должны воскресить всех тех, кто жил до них на нашей планете. Ведь если плодами общей победы воспользуются только немногие счастливцы, дожившие до лучших времен, будет ли это справедливо? Федоров всячески пропагандирует свои взгляды, старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. Должность библиотекаря для этого подходит наилучшим образом, ведь в читальных залах бывает практически вся московская интеллигенция. Под влиянием идей Федорова в той или иной степени оказались: в философии - Соловьев и Бердяев, Флоренский и Лосев; в литературе - Достоевский, Горький, Есенин, Пастернак; в музыке - Чайковский, Скрябин, Рахманинов; в науке - Вернадский, А.Чижевский. Писатель Лев Толстой, например, говорил: "Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком".

Контакт


         Пожалуй, Циолковского действительно можно назвать "контактером", только разум, с которым вступал он в контакт, был не инопланетного, а вполне земного происхождения. И имел он обличье не свирепой огненной медузы, а мудрого старца Николая Федорова.
         Однажды, получив книги, Циолковский, к своему удивлению, обнаружил среди них учебники, которые не заказывал. Служащий библиотеки пояснил: "Это вам от Николая Федоровича". Вскоре они встретились. Федоров экзаменует Костю и обнаруживает огромные пробелы в его образовании. Он составляет для юноши специальный план самообразования, подбирает нужную литературу и постоянно следит за успехами. Федорову импонирует тяга Константина к знаниям и стремление до всего дойти своим умом. Постепенно он посвящает его в свою философию, прививая способность размышлять над глобальными проблемами мироздания. Неудивительно, что очень скоро Федоров становится настоящим кумиром для Циолковского. Юноша, как губка, впитывает в себя идеи учителя, подражает ему во всем.
         Федоров с легкостью раздает свои мысли ученикам, не требуя даже упоминания своего авторства. Какая разница, кто огласит хорошую идею? Лишь бы эта идея служила на благо человечества. Дело победы над смертью столь огромно, что работы хватит на всех.
         Кому-то из учеников он поручает изучать механизмы старения человека, кому-то дает задание придумать способ оживления умерших, а видя склонность юного Кости к техническим наукам, он подкидывает ему одну занимательную проблемку.
         Представьте себе, что нам удалось победить смерть. Теперь все люди живут вечно. Более того, мы начинаем воскрешать наших родителей, наших дедов и прадедов. Что станет с населением Земли через десяток-другой лет? Людей будет столько, что не хватит ни места для житья, ни пищи, ни воды. Наша планета просто не выдержит такой нагрузки. Что же делать? Выход один - нужно колонизировать космос. Нужно лететь к Марсу, к Венере, устраивать там поселения, постепенно приспосабливая новую среду обитания к своим нуждам. Поэтому было бы неплохо уже сегодня прикинуть с научной точки зрения возможность космических полетов.
         Циолковский с энтузиазмом берется за решение этой проблемы, сначала под руководством своего наставника, а затем уже и самостоятельно, после возвращения к родителям в Вятку.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100