Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Отцы и отчимы космонавтики

"МК в Питере", 10.04.2002, Санкт-Петербург, n15, стр.19

Кто подарил Циолковскому идею о космических полетах


         Личностью Циолковского я заинтересовался еще лет двадцать назад, когда, в бытность студентом Политехнического института, пришел в читальные залы Публичной библиотеки и из праздного любопытства решил перелистать что-нибудь из его творческого наследия.
         Книг было много. Библиотечные ящики ломились от плотно набитых карточек: "О жизни Циолковского", "О творчестве Циолковского", "О...". Но где же его собственные работы?
         Каково же было мое удивление, когда от полусонной служительницы пыльных полок я узнал, что все труды Константина Эдуардовича надежно спрятаны от читателей в недрах спецхрана, а чтобы с ними ознакомиться, необходим специальный допуск, получить который никакими силами мне не удалось.
         Заинтригованный таким поворотом, я стал наводить справки о личности нашего "деревенского гения". Версии ходили самые разные. Один из активистов подпольного в те времена общества уфологов шепотом поведал историю о том, что старик был просто-напросто "контактером", то есть человеком, вступавшим в контакт с представителями инопланетных цивилизаций. Ну и, как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься... А подробные описания встреч с НЛО, дескать, и послужили поводом для засекречивания его книг.
         Другой знаток истории, выдававший себя за врача-психиатра, заявил после первого оприходованного стакана водки: "Шизофреником был ваш Циолковский! Все его дети суицидным синдромом страдали, да и на него самого история болезни заводилась Сейчас где-нибудь в архивах Лубянки валяется Отголоски подобных мнений до сих пор кочуют по страницам изданий и будоражат фантазию обывателя, хотя сейчас, при желании, любой может зайти в Интернет и ознакомиться со всеми основными трудами -основоположника космонавтики"
         Как ни странно, от этого его личность не становится менее загадочной или менее мифологизированной. Если задуматься, то непостижимой и удивительной является всего лишь одна вещь: каким образом не слишком образованный провинциальный учитель Циолковский в течение всей жизни с упорством фанатика разрабатывал идею космических полетов, когда у человечества не существовало ни малейшей в этом потребности? Что толкнуло его на этот жизненный подвиг? Конечно, можно махнуть рукой на все странности и повторить фразу, которая легко все объясняет: "На то они и гении, чтобы идти впереди своих современников". Но слишком уж биография Циолковского не похожа на биографию гения.

Двоечник


         Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В возрасте 9 лет он заболевает скарлатиной и в результате осложнения частично теряет слух. Когда в 1869 году он поступает учиться в гимназию, становится ясно, что полуглухому мальчику трудно справиться со сложной учебной программой. Успехов в учебе у Кости никаких, а вот поведение хромает. То и дело он оказывается в карцере за свои шалости. После двух лет учебы его окончательно отчисляют из гимназии за неуспеваемость с характеристикой "...для поступления в техническое училище" (по нашему - ПТУ).
         Никаких нетрадиционных взглядов и философских идей вплоть до отъезда в Москву в 1873 году Константин, естественно, не высказывает. Это обыкновенный, плохо образованный, провинциальный юноша. Но через три года пребывания в Москве он возвращается к родителям в Вятку совершенно другим человеком. Теперь он уже размышляет над вопросом: "Нельзя ли изобрести машину, чтобы подняться в небесные пространства?" Строит первую в мире центрифугу и проводит на ней опыты с разными животными. Его мысли уже устремлены в космос. Значит, первопричину превращения обыкновенного обывателя в мыслителя и великого ученого следует искать именно в период его пребывания в Москве.
         О московском периоде жизни Константина известно не много. В первопрестольной у него не было ни родственников, ни знакомых. Циолковский снимал комнату у какой-то прачки, но адрес этого пристанища до сих пор неизвестен. Вместо того чтобы поступать в техническое училище (как предполагал его отец), Костя каждый день, как на работу, ходит в Румянцевскую библиотеку (позднее она стала известна как Библиотека имени Ленина) и занимается самообразованием. Домой возвращается вечером и до ночи проводит химические опыты с различными реактивами. Бурная жизнь столицы его нисколько не интересует, и весь круг общения Константина замыкается стенами Румянцевской библиотеки.
         Стало быть, именно здесь, в читальных залах одной из лучших библиотек того времени, Циолковский нашел нечто, полностью изменившее его взгляды и мысли, заставившее на протяжении всей оставшейся жизни разрабатывать бредовые (с точки зрения современников) идеи.
         "Но позвольте! - воскликнет эрудированный читатель. - Румянцевская библиотека конца XIX века - это же вотчина известного, но ныне основательно забытого русского философа Николая Федорова, по влиянию на умы тех времен сравнимого лишь со Львом Толстым!"

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100