Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

СПИСОК РОБИНЗОНА

"Автопилот", сентябрь 2000, Москва, n9 (78)


         Мы все под колпаком у продажных чиновников и нечистоплотных торговцев, покупающих и продающих любую информацию о нас без нашего ведома и согласия. Если в один прекрасный день угонят вашу машину, ограбят квартиру или будут угрожать вашим детям, это произойдет благодаря им. Тем, кто нас продал и кто нас купил. "Автопилот" расскажет, как это происходит.

* * *

ПИСЬМЕЦО В КОНВЕРТЕ


         В один прекрасный день я обнаружил в своем почтовом ящике письмо, которое меня изрядно удивило. И не только потому, что мне, как тому полковнику, никто не пишет. Просто в письме фирма ООО "ИРЕМ 2000" бодренько сообщала о том, что неподалеку от моего дома открылся новый сервисный центр по обслуживанию японских автомобилей, и предлагала мне, счастливому обладателю "Тойоты", воспользоваться его услугами. Это была не рекламная листовка. На конверте стояли мой адрес и моя фамилия. Никаких логических объяснений того, как в компании узнали о марке моей машины, да и мой домашний адрес, в голову не приходило. Совпадение?
         Но через два дня пришло новое письмо. Оно было от компании "Тритон-Импорт", которая владеет автосервисом для японских машин и сетью магазинов-салонов, торгующих запчастями. В третьем послании, опять-таки именном, компании Mobil и Klarus Trading советовали воспользоваться уникальным предложением: купить 4 л синтетического масла по цене 2,5 л. Вскоре письма пошли валом. С офертами одна заманчивее другой, причем не только по автомобильной тематике. Новый тарифный план для сотового телефона и посудомоечная машина для кухни, финская сауна и итальянская сантехника, услуги по заправке кондиционера и программное обеспечение для PC - все это "впаривалось" мне не вслепую, а с чувством, толком, расстановкой. И главное, непосредственно мне, с именем, отчеством и почтовым индексом. При этом складывалось полное впечатление, что кто-то невидимый, кто и рассылает почту, знает все о моем имуществе и обо мне. Чем я бреюсь, что смотрю, на чем езжу, сколько у меня денег...
         Но настоящий шок я испытал, когда получил одно за другим приглашения из представительств нескольких западных автоконцернов, в частности Ford-клуба и BMW. Все зазывали меня принять участие в тест-драйвах своих новых машин или купить популярную модель в кредит. Правда, было совершенно непонятно, зачем компаниям понадобилось рассылать эти приглашения, когда соответствующей рекламой были напичканы и телевидение, и журналы, и рекламные щиты. В BMW же и вовсе организовали "горячую линию" и даже стали выпускать свой журнал, который, правда, невозможно нигде найти. И почему письма от BMW пришли только мне, а не пришли, скажем, моим соседям по лестничной клетке - семье пенсионеров. Может, в BMW знали о наших с женой планах купить вторую машину и что мы как раз поднакопили денег? А может, там вообще в курсе, где мы их храним? Но если знает один - значит, может знать и другой. Например, налоговый инспектор, попрошайка, бандит... Меня по-прежнему мучил вопрос, почему именно мне приходят эти письма?


         КОММЕНТАРИИ АДВОКАТА ПАВЛА АСТАХОВА: Ни я, ни моя адвокатская группа не засекречивают свои адреса и телефоны, но мои домашние координаты знает ограниченный круг людей. К тому же я регулярно оплачиваю услуги по закрытию информации об абоненте в МГТС. Надо отдать должное связистам, пока в пиратских электронных справочниках МГТС я себя не обнаруживал. А вот мою супругу наперебой завалили предложениями купить автомобиль престижной марки. После краткой беседы воспитательно-просветительского характера 5 из б корреспондентов извинились за доставленные неудобства и пообещали впредь не тревожить ее по пустякам. Последний же всерьез воспринимал возможность использования информационных ресурсов с личными данными граждан как достижение передовой рекламной мысли. Лишь после встречного предложения раздать его личные данные моим корпоративным клиентам с целью ежедневного оповещения ретивый рекламщик пошел на попятную.

ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ


         Уважаемый директор техцентра Klarus Trading был в отпуске. Жаль. Ведь он, по словам его зама, чуть ли не сам наклеивал марки на конверты. Числом несколько тысяч. Зам ничего странного в действиях шефа не заметил. Ну, пришло письмо. "Вот мне тоже от Ford пришло, хотя у меня никогда "Форда" не было". А как адрес узнали? Так ведь это сейчас несложно. Базы данных с адресами можно на любом углу купить. И марку машины из базы данных ГИБДД, выудить - раз плюнуть. Именно оттуда Klarus Trading наверняка и черпает информацию о потенциальных клиентах. А еще зам заверил меня, что фирма у них солидная и дальше информация обо мне и моем имуществе никуда не пойдет.
         В "Тритон-Импорт" ответственность за рассылку корреспонденции сразу переложили на некую фирму, "телефон которой записан на бумажке, которая куда-то запропастилась". "Но, - объяснили мне, - искать ее нет резона. Вы можете проще поступить, поехать на митинский рынок или "горбушку" и там купить базу данных физлиц. Или напрямую купить ее у ГИБДД". В конце концов телефон фирмы "Омега-Пост", занимавшейся рассылкой, все же нашли. Там мне рассказали много любопытного. Фирм, подобных "Омеге -Пост", в одной только столице не меньше сотни. У любой из них есть свои партнеры, предоставляющие ей информационно-аналитические услуги, в частности базы данных частных лиц. По этим базам и ведется поиск потенциальных потребителей тех или иных товаров и услуг. К возможным претензиям клиентов, недовольных навязчивым сервисом, фирма относится с пониманием. И если клиент не хочет, чтобы ему впредь посылали письма, его включают в "список робинзонов". У "Омеги-Пост" таких "робинзонов" набралось около 30 человек.
         Это, как заверили нас, около 0,01% от общего числа зарегистрированных. Два раза в год базы данных обновляются. При каждой новой PR-кампании сотрудники фирмы обязательно сверяют обновленные базы со "списком робинзонов". Однако вычеркнуть данные о клиенте из самих информационных баз фирма не в состоянии. Ведь она только посредник. Откуда же "поставщики" берут сведения, фирму не интересует - "но вы же понимаете, сейчас все покупается и продастся". Где же?..


         КОММЕНТАРИЙ ПАВЛА АСТАХОВА: Действия лиц, использующих сведения из учетных каталогов и баз данных ЦАБ, МВД, ГИБДД и пр., может быть расценено как незаконное вторжение в частную жизнь. По сути, это незаконное использование сведений о частной жизни лица без его согласия в корыстных целях. В определенной ситуации (при наличии и доказанности прямого умысла) эти действия могут быть квалифицированы по статье 137 УК РФ (Нарушение неприкосновенности частной жизни). Наказание предусмотрено в виде штрафа 200-800 МРОТ или ареста от 4 до б месяцев. В любом случае, даже при отсутствии явного состава преступления, действия, посягающие на частную жизнь, должны быть блокированы государственными органами, так как именно государство обеспечивает на практике исполнение требований статей 23 и 24 Конституции РФ, где сказано, что "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". И если мы добровольно заполняем карточки учетных данных в паспортном столе, ОВИРе, гарантийном талоне в магазине или в отделе ГИБДД, то это вовсе не означает, что мы таким образом санкционируем дальнейшее перемещение и использование этой информации кем-либо, помимо указанных органов. Напротив, мы вправе рассчитывать на надежность хранения этих сведений соответствующими органами. В противном случае в соответствии с положениями Гражданского кодекса мы имеем право прибегнуть к адекватной самозащите своих нарушенных прав.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100