«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 39%

2. Легенда как "вставная" публикация


         В современной прессе легенда чаще всего используется в форме "вставной публикации". Особенно популярна такая форма представления легенды в эзотерической прессе. Суть этой формы в том, что она позволяет, например, расширить "поле рассуждения" автора по тому или иному вопросу. Так, рассматривая вполне определенные стороны какой-то реальной ситуации, он, приведя связанную с ней легенду, позволяет аудитории увидеть то, что у этой ситуации есть своя история или другие стороны, которые тоже интересны (то есть указывает на многомерность предмета отображения). Пример применения легенды в форме "вставной публикации" содержит текст "Тайна дома на Разгуляе" ("Вестник ИМПЭ", n6, 2002 г.). Рассказывая об истории московского дома А.И. Мусина-Пушкина, автор включает в свой текст легенду:
         "Однажды несколько энтузиастов (с 1835 года и до начала XX века этот дом принадлежал 2-й гимназии) решили подсчитать окна второго этажа левого крыла здания. Счет велся снаружи, со Спартаковской улицы (тогда она называлась еще Елоховской), и изнутри, из аудиторий. Со вторым этажом - все как надо. Пятнадцать снаружи и пятнадцать изнутри. А вот с третьим...
         - Семнадцать, - подытожили считавшие снаружи.
         - Шестнадцать, - зафиксировали считавшие внутри.
         В чем дело?! Любители приключений поменялись местами: кто считал с улицы, пошли в дом, и наоборот. Но, пересчитав окна заново, они пришли все к тому же результату: семнадцать снаружи и шестнадцать изнутри. Получается, лишнее окно изнутри недоступно... Замурованная дверь!
         - Тайная комната! - воскликнули гимназисты...". И т.д.
         Поскольку газета, в которой опубликован данный текст, адресована студентам института, находящегося в указанном здании, то эта легенда вполне может разбудить их любопытство и заставить прочитать издание, а может, поискать и другие публикации.

Функции легенды в прессе


         В современной прессе легенда выполняет разные функции. Рассмотрим на примерах отдельных публикаций конкретные цели использования легенды.

1. Сообщение о загадочных случаях


         Нередко публикация легенды несет в себе намерение помочь аудитории проникнуть в мир фантастических событий, романтики, поэзии, загадочных явлений, сопровождающих нашу прозаическую жизнь. Такое намерение, например, реализовано публикацией "Чудеса в животном мире" ("Оракул", n11, 2002 г.):
         "Известна удивительная история о том, что в Индонезии в роли целителя-биоэнерготерапевта выступала... корова. Она вела регулярный прием больных в местечке Чикаранг на острове Ява. Корова снимала боль в области сердца, избавляла от мигрени и даже излечивала такие серьезные недуги, как инсульт, - и все это одним движением языка. Слух о чудо-корове облетел весь остров, и окрестные деревни быстро заполнились толпами страждущих..."
         Как видим, в этом тексте нет попытки как-то комментировать описанный феномен (объяснять его или подвергать оценке с точки зрения достоверности содержания и пр.). Публикация решает лишь одну задачу - знакомит аудиторию с неким загадочным явлением.

2. Объяснение непонятного


         Достаточно часто публикация легенды нацелена на то, чтобы показать, как когда-то и кем-то объяснялись явления, которые сегодня уже ни для кого загадкой не являются. Подобную задачу решает текст "Между небом и землей" ("Оракул", n11, 2002 г.). В нем изложено объяснение причин смерча древними ацтеками:
         "Стихия наводила на ацтеков такой ужас, что именно ураган они представляли одним из первых испытаний в загробном мире. Этот мир ацтеки называли Миктлан и подразделяли его на девять преисподних. Не просто было туда попасть умершему: предстояло пройти восемь пустынь, населенных ядовитыми змеями и пауками, восемь рек, кишащих гигантскими крокодилами. Подняться на вершины восьми гор, где вечная стужа и белые ветры. Затем следовало проскользнуть между скалами, которые в любой момент могли сомкнуться и раздавить идущего в Миктлан.
         Но главным испытанием являлось преодоление ветров, которые назвали "спор неба и земли". Не только в ацтекских, но и в мифах других народов Северной и Центральной Америки говорится, что небо, пытаясь доказать людям свое главенство, насылает молнии, огненные камни, ливневые дожди. В ответ земля извергается вулканами и сотрясается.
         Иногда спорящие призывают на помощь ветры. Но холодные и жаркие потоки воздуха не всегда знают, на чью сторону стать: земли или неба. Вот тогда и рождаются вихри, которые в Америке называют торнадо, в Европе - тромб, а в России - смерч".
         Легенды могут "привлекаться" и как источник неких данных, которые могут быть использованы читателем при объяснении явлений, еще не объясненных в настоящее время. Такой целью можно оправдать, скажем, публикацию "Свет" (журнал "НЛО", n11, 1998 г.), в которой идет речь о случаях трагического воздействия на людей неких "лучей зрения".
         "Наглядно это можно продемонстрировать следующими историями. В I веке до нашей эры Плиний Старший описал змея Василиска, способного убивать людей своим взглядом. В 1553 году Корнелиус Агриппа рассказывал о Тортврии и Иллирии, где жили женщины, умерщвляющие всех, на кого они посмотрят в гневе. В 80-е годы прошлого века на острове Сицилия жил человек, который без злого умысла случайным взглядом убивал прохожих... Очевидно, существуют "лучи зрения", которые оказывают столь страшное воздействие на людей. Однако следует иметь в виду, что любое воздействие "лучей зрения" может быть нейтрализовано, если человек мобилизует против них все свои силы".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100