Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Легенда тайною манит...

"Журналист", 17.02.2003, Москва, n2, стр.75-77

Автор: Александр Тертычный


         Как известно, журналистика - это "литература факта". И тем не менее ее трудно представить без публикаций, которые, при ближайшем рассмотрении, оказываются самым что ни на есть вымыслом! К публикациям такого рода обычно относятся и легенды. В советское время легенды, как правило, публиковались в детских и молодежных изданиях ("Пионер", "Пионерская правда", "Юность" и пр.). Сейчас этот жанр особенно популярен в эзотерической прессе ("Третий глаз", "Оракул", "Тайная власть" и т.д.). Хотя встретить легенду можно и во многих иных СМИ, ими пропитана вся так называемая героическая журналистика и литература.

Природа легенды


         Легенда - один из древнейших жанров - прежде всего устного народного творчества. Легенда в художественной литературе - эпическое произведение, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Легенда также - реально существующий на страницах прессы художественно-публицистический жанр. При анализе текстов этого жанра в первую очередь, как правило, рассматривается главное - их содержание. А оно обычно ассоциируется с вымыслом. И действительно, трудно представить себе легенду, в которой бы не проявилась порой неуемная фантазия ее создателей. Вместе с тем, одним только вымыслом легенда часто не обходится.
         Нередко, несмотря на всю фантастичность содержания, легенда "привязывается" к какому-то вполне реальному историческому явлению, хотя, возможно, и давно забытому. Таковы легенды о выдающихся полководцах, всевозможных героях, чудотворцах и пр. Легенда может "привязываться" не только к определенной личности (личностям), но и к определенному месту действия, местности, событию, явлению, наделяя при этом предмет отображения сверхъестественными чертами. В легенде почти всегда присутствует некая неразгаданная тайна. Именно тайна в первую очередь привлекает аудиторию к легенде и тем самым - к журналистским текстам, включающим ее.
         Текст этого типа близок к сказке, поскольку оба жанра повествуют о чудесах. Однако сказка имеет достаточно "твердую" структуру, которая постоянно повторяется в произведениях данного рода. А легенда - жанр свободной, часто меняющейся формы (хотя иногда она может заимствовать структурные особенности, некие устойчивые начала и у сказки).
         Достаточно часто легенда "совпадает" и с преданием (иногда эти понятия даже употребляются как синонимы). Однако в легенде события носят фантастический характер, тогда как в преданиях речь идет о событиях, которые вполне возможны и объяснимы. Пример предания можно обнаружить, скажем, в публикации "Последняя тайна Льва Толстого" ("Третий глаз", n4, 1998 г.):
         "По преданию, жизнь деду Льва Николаевича князю Н.С. Волконскому, генерал-майору, участнику Семилетней войны 1756-1762 годов, спасла иконка: пуля попала в нее и застряла. Когда же уходил на войну Толстой, образок "Богоматерь" ему повесила на шею Татьяна Александровна Ергольская. Трудно сказать: образок ли помог, но пуля Льва Николаевича миновала. Между тем, как известно, воевал он храбро. 23 июля 1855 года был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".
         Несмотря на всю кажущуюся "чудесность" произошедшего с дедом Л. Н. Толстого, в нем нет ничего, так сказать, сверхъестественного. Случаи, подобные изложенному, нередко происходили на самом деле и с другими людьми. Назвать легендой подобное фамильное предание значило бы (в известной мере) отнести его к разряду фантазии домочадцев писателя. А это вряд ли правомерно.

Формы использования легенд


         На страницах прессы легенда присутствует в двух основных формах: как самостоятельная публикация и как составная часть какого-то текста иного типа (очерка, статьи, зарисовки и пр.).

1. Легенда как самостоятельная публикация


         Подобную форму "бытования" на страницах прессы представляет собой текст "Черный альпинист - к обвалу, Белая дева - к снегу" ("Комсомольская правда", 3.10. 1997 г.). Публикация открывается следующим предисловием:
         "Среди покорителей вершин ходят легенды об этих персонажах, спасающих тех, кто попал в беду".
         Далее следует такое предложение:
         - "Здравствуй, дружок! Послушай сказочку про Черного альпиниста и Белую деву, только не слишком пугайся. Далеко-далеко, там, где горы подпирают небо, много лет назад появились альпинисты. Если находили эти чудаки недоступную вершину, то заходились от восторга. Не спрашивай, почему. Это загадка. Гибли они десятками. Находили и хоронили их редко, и погибшие альпинисты навсегда оставались в царстве скал. А там, где есть непохороненные покойники, жди, дружок, чертовщины. И вот однажды на Кавказе, в Домбайском ущелье, рядом с горой остановились на ночлег четыре человека. Улеглись. И вдруг слышат: хруп-хруп! Идет к их палатке кто-то большой. Испугались альпинисты.
         Наконец кто-то выглянул и увидел: прямо на него шагает черный-пречерный человек! Отшатнулся альпинист, а черная фигура наклонилась к палатке и замогильным голосом произнесла: "Быстро уходите отсюда!" И исчезла. Наша четверка бросилась врассыпную. И тут раздался страшный шум, и на то место, где стояла палатка, обрушилась ледяная гора. А чудом уцелевшие альпинисты как-то вечером у костра рассказали свою историю. Так и пошла гулять байка про Черного альпиниста. Откуда он взялся? Говорят, в горы пошли два друга. Один упал в трещину, а другой пошел искать. Так и ищет по сей день.
         Кстати, знаешь, почему все альпинисты спят головами к выходу их палатки? Чтобы в случае чего быстро выскочить? Ну, уж нет! Просто все знают, что Черный альпинист ночами ищет среди спящих своего друга. Правда, иные скептики утверждают, что ищет он не друга, а врага. Якобы его, провалившегося в трещину, бросил вероломный напарник. И теперь Черный альпинист хочет отомстить. Но когда плохо другим, он спешит на выручку. Не один обессилевший альпинист видел его силуэт, который звал за собой туда, где ждала спасительная пещера или легкий спуск....
         А вот в Белой деве нет ничего страшного. Правда, сколько их, дев, я не скажу. Есть на Кавказе, есть алайская Белая дева...
         А историю вот какую рассказывают. Жили себе парень с девушкой. И любили друг друга. Однажды пошли они в горы, и на вершине юноша сделал возлюбленной предложение. Но на спуске внезапно пошел густой снег, а потом вдруг, как по волшебству, прекратился. И девушка увидела, что осталась на снежном склоне одна. Бедняжка выплакала все слезы, от яркого света потеряла зрение. И с тех пор по ночам она ходит и ищет своего друга. Так что если альпинист чувствует ночью, что кто-то провел по его лицу рукой, знает: пришла Белая дева. Еще говорят, что ее приход означает, что скоро пойдет снег. Такие дела... Ну, как, страшно? Молодец! Если и явится Черный альпинист, то не за тобой. А уж Белая дева - тем более. (Сказочник дядя Андрей Павлов)".

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100