«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         В 1998 г. производство одноразовых РН было снова возобновлено. Однако для обеспечения доставки в космос крупногабаритных и значительных по массе конструкций в рамках программы СОИ парк одноразовых ракет оказался явно недостаточным. Поэтому американские ученые приступили к проектированию и созданию новых носителей на базе последних достижений науки и техники.
         По результатам исследований будущей архитектуры ПРО, основной упор в докладе ООСОИ конгрессу США делается на разработку перспективной ракеты-носителя ALS (АЛС). Считают, что она должна удовлетворять требованиям всех потребителей, включая министерство обороны США и НАСА, в период до 2000 г. Предполагается, что эта РН должна в 10 раз по сравнению с современной РН "Титан-4" снизить затраты на выведение грузов на низкие околоземные орбиты (примерно до 660 долларов за 1 кг).
         Программа ракеты-носителя АЛС выполняется совместно министерством обороны и НАСА, при участии различных учреждений этих ведомств и ООСОИ.
         Когда упоминается аббревиатура НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), то у некоторых людей возникает ассоциация об управлении с сидящей в нем кучей бюрократов. Это глубоко ошибочное представление. Безусловно, штаб-квартира НАСА в Вашингтоне существует. Но кроме нее НАСА объединяет: Эймзский научно-исследовательский центр космических полетов в Моффет-Филд (штат Калифорния), Научно-исследовательский центр электронного оборудования в Кембридже, Центр научных исследований полетов в Эдвардсе (штат Калифорния), Центр космических полетов имени Годдарда для запуска автоматических спутников в Гринбелте (штат Мэриленд), Лабораторию реактивных двигателей в Пасадене, Научно-исследовательский центр имени Лэнгли в Хэмптоне (штат Виргиния), Льюисский научно-исследовательский центр в Кливленде, Конструкторское бюро по разработке ядерных ракет в Джеккасс-Флэтсе (штат Невада), Западное отделение широкомасштабных испытаний космического центра имени Кеннеди в Ломпоке (штат Калифорния), Уоллопскую станцию на острове Уоллопс (штат Виргиния), Бюро НАСА в Пасадене, Научно-исследовательский центр HACA имени Джонсона, Центр космических полетов имени Джорджа К. Маршалла в Хантсвилле (штат Алабама), Центр управления космическими полетами в Хьюстоне и, наконец, Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал и острове Меррит.
         Действительно ли, наконец?.. Полной уверенности в полноте приведенного списка у автора нет. Вот такими силами осуществляются в Америке программы, в статусе которых имеется приставка "национальная". Не менее внушительными выглядят и бюджетные ассигнования НАСА. Руководитель НАСА Дж. Флетчер в 1988 г. располагал для осуществления космических программ 9 млрд долларов. (Для сравнения: бюджет Европейского космического агентства в том же году составил 1,8 млрд долларов, Японии - около 1,1 млрд долларов, Советского Союза - 1,3 млрд рублей).
         Для разработки проекта РН АЛС было выдано семь контрактов. Работа по ним завершена и для проведения второго этапа (подтверждения проекта) в 1989 г. выдано три контракта конкурирующим фирмам на срок продолжительностью 25 мес. Какой видится будущая ракета-носитель американским ученым и конструкторам, показано на рис. 3.85.

Рис. 3.85


         В печати проходят разноречивые сведения (и это понятно, так как ракета еще проектируется) о полезном грузе, выводимом новым носителем на орбиты. Некоторые специалисты оценивают его цифрой 180 т. При этом ракета-носитель должна иметь центральную ступень с жидкостными ракетными двигателями, работающими на жидких водороде и кислороде, и четыре навесных РДТТ. Длина последних составит 56,6, диаметр - 6,25 м, а масса твердого топлива в них - 990 т. Стартовая масса всей ракеты будет равна 1120 т. Предполагается, что стальные многосекционные корпуса РДТТ сегодняшнего дня отойдут в прошлое и будут изготовляться из дешевых материалов типа стекловолокна S-2 или коммерческого кевлара. Специалисты надеются, что будут решены проблемы изготовления таких корпусов и сопел двигателей методом намотки стекловолоконной нити на легкий каркас, а также заполнения корпусов топливной массой методом непрерывного литья.
         Несколько иной видится РН АЛС конструкторам фирмы "Дженерал Дайнемикс". По расчетам, она сможет выводить на геостационарную орбиту полезный груз массой 11,3, а на низкую околоземную орбиту - 72,6 т. Специалисты фирмы считают, что серийная стандартизация элементов носителя, упрощение конструкции двигателей, применение особо легких композиционных материалов (на 25-30% легче алюминиевых) и другие достижения позволят снизить стоимость изготовления РН на 30-40% и на 30-50% - стоимость ее запуска.
         Создание новой ракетно-космической системы - дело, безусловно, непростое. Поэтому, отмечается в докладе ООСОИ конгрессу США, первые летные испытания РH АЛС предусматривается провести в 1998 г. Начальная эксплуатационная готовность новой РН намечена на 2000 г.
         Исследуются и другие проекты носителей большой грузоподъемности "...на случай неготовности РН АЛС к началу развертывания системы ПРО первого этапа". Один из таких носителей показан на рис. 3.86.

Рис. 3.86


         Особые надежды американские специалисты возлагают на успех создания транспортных космических систем (ТКС) многоразового использования. Пока теоретически рассматриваются три основных направления их развития:


         - создание частично или полностью многоразовых ТКС для доставки на околоземные орбиты тяжелых крупногабаритных грузов. В этом классе носителей чаще всего исследуются двухступенчатые системы вертикального старта с баллистическими и крылатыми ступенями на базе жидкостных ракетных двигателей;
         - разработка многоразовых малоразмерных ТКС для выведения в космос небольших космических аппаратов, смены экипажа и снабжения орбитальных станций, обслуживания ИСЗ и БКС на орбите. В таких двухступенчатых системах (вертикального или горизонтального старта) планируется использование ступеней крылатой компоновки с возможностью посадки возвращаемой ступени по-самолетному. В качестве двигателей наряду с ЖРД исследуются различные типы воздушно-реактивных двигателей;
         - создание полностью многоразового одноступенчатого воздушно-космического самолета (ВКС) с горизонтальным взлетом и посадкой. Такой самолет сможет осуществлять крейсерский полет в атмосфере с работающими двигателями, выход на орбиту, многократное погружение в атмосферу с изменением плоскости орбиты. Все это позволит осуществить многорежимная комбинированная двигательная установка.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100