«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 28%


         Мне в свое время пришлось знакомиться с документальными материалами по этой проблеме, и я в очередной раз убедился, насколько профессионально в американских спецслужбах умеют проводить анализ происходящего, намечать перспективу действий и как мастерски научились они манипулировать общественным мнением.
         Американские стратеги быстро ориентируются в возникающих острых ситуациях и достаточно оперативно вносят текущие коррективы в военные доктрины. Могу в этой связи привести весьма красноречивый пример "динамики" таких корректив относительно наиважнейшей проблемы участия американцев в военных операциях за границей. Вот как менялась стратегия США.
         Сначала речь шла о том, что Соединенные Штаты Америки задействуют свои силы за рубежом лишь в том случае, если под угрозой окажутся их жизненно важные интересы. Затем было сделано уточнение: США предпримут военное вмешательство лишь в том случае, если под угрозой окажутся их жизненные интересы. На первый взгляд, различие в этих формулировках незначительное, однако по сути оно весьма существенно: речь уже идет о "военном вмешательстве". Далее последовало новое уточнение: США предпримут военное вмешательство лишь в том случае, если будут уверены в успехе. И, наконец, в доктрину национальной безопасности вносится совсем уж конкретный пункт: боевые действия будут проводиться при условии, что они продлятся не слишком долго и людские потери ограничатся строгим минимумом.
         Если наложить эту динамику на реальности современного мира, то совершенно ясно, что американская военная доктрина загодя подготовила возможности для вооруженного нападения на Ирак: последняя из приведенных формулировок полностью соответствует концепции "Буря в пустыне".
         Хотя эти доктринальные установки носят явно расплывчатый характер (что, к примеру, имеется в виду под угрозой жизненно важным интересам США?), они помогали формированию благоприятного общественного мнения. А потому большинство американцев и конгресс США, как правило, одобряли военные вмешательства в рамках конфликтов так называемой малой интенсивности.
         Не касаясь здесь некоторых тонкостей и специальных вопросов, напомню, что в годы президентства Рональда Рейгана американская администрация, наряду с объявлением "крестового похода" против Советского Союза, названного "империей зла", приступила к практическому осуществлению военно-политического курса, получившего название "доктрины Рейгана". Она предусматривала проведение Соединенными Штатами такой внешней политики, которая наносила бы максимальный ущерб интересам СССР и других стран социалистического содружества. Одновременно в качестве главной цели ставилось укрепление глобальных военно-стратегических позиций США, обеспечение надежного доступа к мировым источникам стратегического сырья и энергии.
         Доктрина Рейгана акцентировала особое внимание на правомерности американского вмешательства во внутренние дела развивающихся стран, открыто провозглашала поддержку антикоммунистических движений и проамериканских режимов в различных регионах мира, а также допускала использование военной силы за рубежом для обеспечения национальных интересов Соединенных Штатов. В стратегических замыслах важное место отводилось сохранению существующих и созданию новых конфликтных ситуаций и очагов напряженности вблизи советских границ и в районах особой заинтересованности СССР.
         Если взглянуть на карту мира, то несложно убедиться, что в соответствии с этой доктриной постоянной угрозе был придан глобальный характер - районы присутствия крупных группировок вооруженных сил США значительно расширились. Вместе с тем практические мероприятия американского руководства были направлены на оказание всесторонней помощи никарагуанской, ангольской, кампучийской и эфиопской контрреволюциям, поощрялось поддержание напряженности между Израилем и арабскими государствами, между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном, Ливией и североафриканскими странами, Сомали и Эфиопией, Южной Кореей и КНДР, проамериканскими государствами Латинской Америки и Никарагуа, между ЮАР и Анголой. Подогревались территориальные претензии Японии и Китая к Советскому Союзу.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100