«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 69%


         Можно предположить, что МО США как бы вполне серьезно решает задачу уничтожения довольно легендарных подземелий Поволжья. Что это - борьба с мифом или все же что-то вполне реальное?

Туннель noд Волгой


         Самарские старожилы рассказывают, что дети еще в 30-е годы часто спускались в некий тоннель, который начинался где-то в старой части города, вел под Волгу и выходил где-то на другом берегу. По преданиям, там ходили с факелами. Временами было очень страшно, так как попадались человеческие черепа и кости. В самом начале коридор преграждала железная дверь, которая, правда, сравнительно легко открывалась.
         Существует несколько вариантов рассказов о тоннеле под Волгой. В одних историях люди (чаще всего это дети) идут по низким проходам, проходят под рекой и появляются на поверхности уже на другом берегу или где-то на островах. Стены этих проходов облицованы старыми большеразмерными кирпичами, со стыками, залитыми свинцом. Люди иногда бредут по воде, которая местами поднимается до колен или даже по пояс, перебираются через завалы мусора, нанесенного ила или обвалившегося грунта. Иногда в стенах встречаются заложенные ниши или по узкой сточной канаве убегает неизвестно куда мутный ручей...
         Самарский краевед Федор Царев в статье "Тайны Жигулей" пишет:
         "В Самарской крепости существовало много подземных проходов... Вход в один из них известен. По утверждению старожилов, еще мальчишками лазившими в это подземелье, он ведет за Волгу. Сейчас он затоплен. Но с обустройством входа в это подземелье здесь бы получился замечательный объект туризма..." (67).
         В других вариантах рассказа тоннель под рекой достигает уже высоты в два или три метра. По его дну проложена железнодорожная колея. Рельсы уложены на массивные дубовые шпалы и заглублены в грунт так, что над ними может свободно проехать машина. Вдоль стен тянутся расшивы кабелей и воздуховодных труб. В полу - дренажная канавка. В стенах - через несколько сот шагов массивные металлические щиты с маленькими непрозрачными стеклянными оконцами. Встречаются стальные двери, задраенные наглухо на винтовые запоры...
         В некоторых рассказах присутствует даже старый, давно заброшенный подземный поезд. Черный приземистый спецпаровоз с давно погасшим верхним прожектором и темная, молчаливая вереница вагонов. Все это кажется, навсегда застыло в загадочной безмолвной глубине молчаливого подземелья. Куда, когда и кого возил этот подземный поезд-призрак? По каким секретным делам спешили его пассажиры? Нет ответов на эти вопросы. Одни легенды.
         К началу XX века типичным подземным сооружением являлся тоннель. Высота его сечения колебалась в пределах 1,5-3-х метров, а ширина составляла 0,6-1,5 метра. Кладка возводилась из обоженного кирпича, а швы между ними заливались связующим раствором. Иногда в особых случаях между кирпичами прокладывался кованый металлический лист. Свод арочного типа, сверху укреплялся слоем уплотненного грунта, перемешанного с глиняными черепками. В настоящее время самые протяженные тоннели - в Северо-Муйске на БАМе - 15,3 км и тоннель Сен-Готард (между Миланом и Берном) - 19,8 км. В 1965 году был сооружен особо сложный тоннель длиной в 11 км, соединивший Францию и Италию через Альпы.
         Еще в 1903 году в Российскую Госдуму был внесен проект строительства тоннеля под Беринговым проливом, на глубине около 50 м, протяженностью 90 км.
         Активность подземного строительства особо возросла в Сталинскую эпоху. Красочной иллюстрацией ему является возведение Московского метрополитена. Журнал "Советская военная мощь" за 1988 году, выпускаемый Министерством обороны США, указывает:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100