«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 65%


         "Рiдней мови я не чую
         Знудився за нею
         То розваж-же, сивий орле
         Звiсткою своэю"
         и т.д.
         "Человек живёт в самой середине Украины, а не слышит языка родного, он тоскует за ним; ему не с кем отвести душу в приятельской беседе; он одинок, как перст" - сокрушалась газета и констатировала: "Безусловно, это настроение среди нашей интеллигенции украинской не есть что-то случайное".
         Как на причину сложившегося положения указывалось на то, что украинский "национально сознательный" интеллигент "окружён равнодушными, тёмными, отсталыми людьми". Выход газета видела в активизации работы самих интеллигентов-ненькопатриотов по пробуждению "национальной сознательности" в окружающих: "Та Украина, за которой он тоскует - она не далеко (в пространстве); нет, она тут же, рядом с ним. Только она спит, будто замерла и лучшим сынам её, которые уже сами пробудились и просветились, им нужно победить тьму и равнодушие, чтобы приблизить к себе более отсталых, приблизить Украину".
         Но давать рекомендации было легче, чем их выполнять. "Национальное сознание" в народе никак не пробуждалось. Как ни старались ненькопатриоты, малороссы по-прежнему считали себя частью русской нации и не отказывались от русского языка. В изданной в 1919 году петлюровским издательством "Нацiональна свiдомiсть" брошюре с сожалением отмечалось, что даже великорусские народные песни в украинских сёлах принимаются как свои. "Наш народ забывает свою песню, чуждается её и легко меняет на чужие, на московские, намного худшие, а иногда совсем плохие, - писал "национально сознательный" сельский интеллигент, как раз из тех, которые, страдая от одиночества, по рекомендации украинофильских вождей, пытались "просветить", "пробудить" и "приблизить к себе" "тёмных, отсталых людей". - Когда начнёшь говорить про нашу народную песню с каким-нибудь, скажем, парубком, с этим, который носит фуражку на бекрень, он слушает, понурившись, и хоть на словах соглашается, но по глазам его и по тупому виду замечаешь, что, отойдя немного, он сплюнет сквозь зубы, собьёт шапку на затылок и начнёт орать на всю улицу: "Чудной месяц плывёт над рекою", или какую другую, от которой хочется закрыть уши".
         Не удавалось ненькопатриотам "пробудить национальное сознание" даже там, где для их деятельности были созданы все условия - в немецких концлагерях первой мировой войны. Как уже отмечалось, пленных малороссов немцы отделяли от великороссов и переводили в особые лагеря, где специально подготовленные пропагандисты (в основном из числа галицких "птенцов" Франца-Иосифа) пытались обработать их в украинофильском духе. Однако попытки эти, как правило, заканчивались неудачей. В начале агитаторов просто забрасывали камнями. "Агитаторов камнями били горячие патриоты из сверхсрочных унтеров и тех, кого совсем заморочила царская казарма" - жаловался один из сотрудничавших с немцами украинофилов. Немецкой лагерной администрации пришлось принимать суровые меры, строго наказывая заключённых за такое бросание камней. Как признаёт современная "национально сознательная" исследовательница, "пленные надднепрянцы относились ко всему с недоверием и даже враждебно, усматривая то подлость немцев, то политическую агитацию СВУ". (СВУ - "Союз Визволення Украiни", организация, созданная с началом войны немцами из ненькопатриотов). Когда в концлагере Фрайштадт украинофилы принялись раздавать изданную ими специально для пленных газету "Розвага", то предполагаемые читатели "швыряли её в канавы и мусорники, сыпали проклятия и ругань на Украину и её язык".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100