«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 11%


         В ответ на изумление такими достижениями главного героя персонаж продолжает: но каждый полет в космос, например, стоит сотен тысяч жизней людей, которые умерли от голода, чтобы обеспечить этот полет ресурсами! Данный манипуляционный прием необходимо рассматривать в контексте того времени, когда вышла книга, и массированной пропаганды начала 90-х годов прошлого века, объявлявшей советские государствообразующие отрасли затратными, убыточными и приносящими исключительно вред всей стране. Можно вспомнить активно использовавшиеся в тот период карикатуры, вроде взлетающей с Байконура огромной палки сырокопченой колбасы (подразумевалось: вместо космического корабля можно было бы сделать много вкусной колбасы для населения).
         В данном случае наносится удар именно по советской и российской космонавтике. Акцентация в романе делается на СССР: действия происходят или в фантастическом мире Транквилиума, или в СССР начала 80-х годов. Американцы и США в этом романе если и показаны, то, преимущественно, либо нейтрально, либо со сдержанно-положительной точки зрения. Об этих чудовищных "злодеяниях" говорит американец, и обсуждение касается в основном СССР. Другой субъект цивилизационного спора - западная цивилизация - упоминается крайне редко, вскользь. Выстраивается сложный и эффективный механизм косвенной негативизации, как средства разрушения имиджа Советского Союза.
         Разговор в романе, как уже отмечалось, идет практически всегда о СССР. Наносится удар по космонавтике - советской. Советская космонавтика была, да и остается поныне, одним из величайших символов могущества русской-советской цивилизации. Нанося удар по этому великому символу, обвиняя советскую космонавтику, что "она отнимает одним полетом жизни сотен тысяч человек", автор, таким образом, косвенно - но достаточно определенно - обвинял Советский Союз в расходовании жизней людей ради "каких-то там" космических полетов.
         Вдобавок все это наложилось на агитацию в СМИ "советский космос у вас, дорогие сограждане, колбасу отнимает". Подсознание обывателя с удовольствием увязывало свои собственные ощущения (подсознательное стремление всегда найти кого-то, кто "виновен" во всех сегодняшних проблемах: "из-за никому не нужного космоса на прилавках колбасы нет!") с информацией о "жертвах советского космоса" ("сотни тысяч умерших от голода людей"). Как следствие, обе эти информационные установки объединялись в итоге в одну: советский космос и то, что его породило (советский строй), преступны: из-за них у меня нет колбасы и американских джинсов, а еще и люди сотнями тысяч умирают от голода.
         Такая манипуляция была бы малоэффективна без "сопровождения" массовой антисоветской информационной кампанией в СМИ. Однако вместе с ней она успешно воздействовала на сознание любителей фантастики (А. Лазарчук - автор явно талантливый, хотя и совершенно бессовестный).
         Здесь также используется "ложь прямая" (18.2): какое отношение СССР имел к умирающим от голода людям в других странах?! Он что - отнимал еду у голодающих в Африке? Нет - этим занимались как раз международные организации, подконтрольные США. Именно колониальная политика США оставляла голодающими и умирающими от плохого питания, некачественной воды и отсутствия медикаментов сотни тысяч людей в то время, как выкачанные из их стран деньги усиливали потенциал "цивилизованного мира".
         В этой же книге можно найти и другие примеры косвенной негативизации.
         По сюжету, капиталистически настроенные гости из Транквилиума попадают в СССР первой половины 80-х годов. Все описания тогдашних реалий - типичная косвенная негативизация. Жизнь в СССР показана исключительно мрачной, неустроенной, тоскливой в отличие от яркой и насыщенной жизни тех, кто ненавидит социализм и все советское. Вот как выглядит жизнь в Советском Союзе глазами "цивилизованного человека":

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100