«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 32%

Предлагаемый путь разработки и внедрения АИБД "Населения" Москвы


         Наиболее важным принципом, сформулированным Московским комитетом по науке и технологиям, влияющим на создание АИБД "Население" Москвы, является разработка и внедрение системы снизу вверх, т.е. опережающие разработка и внедрение модулей нижнего уровня и обеспечение основ для сквозной актуализации данных в модулях верхнего уровня уже на этапе опытной эксплуатации. Такая методология была использована при разработке и внедрении крупнейших автоматизированных систем Москвы, содержащих данные о населении: Многоуровневой автоматизированной системы "ЗАГС" Москвы и Государственной автоматизированной системы "Выборы" в части учета избирателей Москвы. Эти системы были внедрены в промышленную эксплуатацию через три года после начала разработки, в опытную эксплуатацию в промышленном режиме через шесть месяцев.
         К сожалению, АСУН ГУВД Москвы разрабатывается с использованием противоположной методологии: сверху вниз. Это привело к тому, что многомиллионная база данных "Население" ГУВД не является актуальной после 10 лет разработки. Система до сих пор не внедрена в эксплуатацию, тратятся значительные средства налогоплательщиков - граждан Москвы на постоянный централизованный ввод карточек регистрации граждан. Не внедрены автоматизированные системы по учету населения административного округа и паспортного стола отдела милиции.
         С одной стороны, апробированная МКНТ методология внедрения автоматизированного интегрированного банка данных "Население" Москвы снизу вверх является очень трудоемким, сложным и, я бы сказала, ювелирным процессом. Большой опыт разработки и внедрения сложных автоматизированных систем позволяет сделать вывод о том, что очень важно найти поддержку и понимание среди пользователей нижнего уровня. Необходимо предложить им для эксплуатации такие программные средства, которые бы значительно облегчили их повседневную работу, обеспечили бы полную автоматизацию всего спектра функций пользователя.
         Методология разработки, внедрения и сопровождения сложных систем нижнего уровня, приемы параметризации данных, справочников, классификаторов и настройки пользовательского интерфейса должны стать предметом отдельной статьи. Важным результатом внедрения систем нижнего уровня является автоматическое обеспечение актуальности данных на нижнем уровне и создание "бесплатного" источника актуализации глобальной базы данных.
         Анализ автоматизированных систем объектов нижнего уровня - паспортных столов участков ДЕЗ показал, что, с одной стороны, в них внедрены работоспособные и полнофункциональные автоматизированные системы, а с другой стороны, внедренные автоматизированные системы не могут быть интегрированы в глобальную систему по причинам, приведенным в разделе 2 статьи.
         Каков же выход из сложившейся ситуации - ведь переоснащение участков ДЕЗ и внедрение на них единого интегрируемого программного обеспечения приведет к значительным затратам временных и финансовых ресурсов и отодвинет задачу создание интегрированного банка данных "Население" Москвы еще как минимум на пять лет? Для решения таких проблем в мировой практике используются многоуровневые интерфейсы информационного взаимодействия. Стоимость таких интерфейсов составляет 5-10 процентов от стоимости разработки интегрируемой системы.
         Интерфейс информационного взаимодействия представляет собой плоский текстовый файл с разделителями, в который автоматизированная система регистрации граждан в ДЕЗ должна поместить необходимые данные для паспортного стола милиции. Для автоматического ввода данных в БД "Население" паспортного стола милиции должны быть разработаны правила целостности и непротиворечивости входных данных, правила соответствия общегородским и отраслевым классификаторам. Важнейшее значение при разработке таких технологий имеет организационное обеспечение, а именно внедрение единого порядка и правил работы паспортисток участка ДЕЗ и отдела милиции по обеспечению информационного взаимодействия объектов. Лучше всего, если правила работы с автоматизированной системой, в том числе по межсистемному взаимодействию, станут неотъемлемой частью должностных инструкций паспортисток паспортных столов милиции и участка ДЕЗ. Большую роль для эффективного функционирования технологии информационного взаимодействия играет обеспечение автоматического контроля данных на целостность и непротиворечивость в автоматизированной системе паспортного стола отдела милиции.
         Таким образом, внедрение автоматизированной технологии информационного взаимодействия паспортных столов милиции и паспортных столов ДЕЗ, создаст основу для автоматической актуализации базы данных "Население" паспортного стола района Москвы.
         Для поддержания БД "Население" паспортного стола района милиции в актуальном состоянии отдельно необходимо рассмотреть процессы интеграции с общегородской базой данных "ЗАГС" (ОБД "ЗАГС"). Последняя регистрирует изменения гражданского состояния населения Москвы, в частности рождение и смерть граждан. Интеграция с ОБД "ЗАГС" позволит сотрудникам паспортного стола отдела милиции решить такие задачи, как:
         - своевременное получение данных о смерти граждан, в том числе являющихся единственными нанимателями жилой площади;
         - своевременное получение данных о рождении граждан;
         - контроль за уничтожением паспортов умерших.
         Интеграция с ОБД "ЗАГС" значительно повышает уровень актуальности БД "Население" паспортного стола милиции. Несоответствие структур управления паспортными столами милиции и отделами ЗАГС Москвы, а также законодательные основы регистрации акта гражданского состояния о рождении и смерти определили технологию интеграции систем. Так как рождение и смерть регистрируются в 70 процентах случаев по месту жительства, а в 30 процентах случаев по месту рождения или смерти, полные данные об этих событиях содержатся только в общегородской базе данных "ЗАГС".
         Интеграция с районной базой данных "Учет потенциальных избирателей" обеспечит автоматическое поддержание последней в актуальном состоянии. Внедрение такой технологии позволит автоматически получать актуальные списки избирателей на любую дату. АИБД "Население" паспортного стола района должна являться источником актуализации АИБД "Население" административного округа.
         АИБД "Население" административного округа должна являться источником актуализации АИБД "Население" Москвы. Структурно-функциональная схема АИБД "Население" административного округа на примере Восточного административного округа Москвы приведена на рис. 1.

Требования к интерфейсу информационного взаимодействия автоматизированных систем "Паспортный стол милиции" - "Паспортный стол ДЕЗ"


         Межсистемный интерфейс информационного взаимодействия должен описывать все события, возникающие при регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания. В составе интерфейса информационного взаимодействия, разработанного инженерно-внедренческим центром "Инсофт", описаны следующие события:
         - прибытие;
         - выбытие;
         - прибытие ребенка;
         - рождение;
         - выбытие по смерти;
         - выбытие ребенка по смерти;
         - смена паспорта;
         - перемена фамилии, имени и отчества;
         - перемена даты рождения и места рождения;
         - перемена пола;
         - смена родителя ребенка;
         - смена ответственного квартиросъемщика.
         Для каждого типа события разработаны следующие ограничения: требования к минимальному составу реквизитов, к контролю и целостности для каждого реквизита. Отдельно разработаны требования к описанию адреса места жительства, места рождения для различных объектов административно-территориального деления: в Москве, в России, вне России.
         Для определения типа события информационного взаимодействия используются единые справочники причин прибытия-убытия, смены документа и типов документов, удостоверяющих личность. В зависимости от типа события и описания его основных реквизитов в соответствии со справочниками разработаны дополнительные алгоритмы контроля целостности данных.
         Для удобства работы пользователя паспортного стола отдела милиции тип события, реквизиты и правила контроля определяются автоматически. В случае нарушения целостности данных при вводе того, или иного события, восстановление целостности и подключение требуемых справочников и классификаторов осуществлено в интерактивном режиме.
         По окончании сеанса информационного взаимодействия автоматически формируется протокол информационного взаимодействия с описанием причин отказа регистрации отдельных событий. Каждый протокол содержит информацию о паспортистке ДЕЗ, подготовившей данные, о паспортистке отдела милиции, осуществлявшей ввод данных, дате формирования протокола, номере участка ДЕЗ, отдела милиции. В соответствии с принятым регламентом протокол информационного взаимодействия хранится в системе 6 месяцев.
         При попытке зарегистрировать гражданина в дом с ограниченной пропиской программное обеспечение формирует соответствующее предупреждение и позволяет завершить регистрацию только при удовлетворении данных действующему законодательству.
         При регистрации жителей ведомственного жилья и общежитий в программном обеспечении предусмотрены специальные процедуры для ввода и контроля данных с клавиатуры.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100