«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 10%

Проблемы создания АИБД "Население" с учетом особенностей Москвы


         Постановка задачи создания банка данных "Население" Москвы не нова. Вопросы разработки и внедрения в Москве автоматизированных систем, содержащих данные о населении, имеют достаточно глубокие исторические корни. Так уже в 1980 году в Москве была предпринята попытка создания базы данных населения Краснопресненского района, в то время одного из крупных районов Москвы. С 1985 года в промышленную эксплуатацию была внедрена автоматизированная система "Соцобеспечение" (последнее название РАСОИ "Соцзащита"), содержащая данные обо всех пенсионерах Москвы. С 1991 года создается АСУ "Население" Москвы и Московского региона Главного управления внутренних дел. В 1993 году внедрена в промышленную эксплуатацию Многоуровневая интегрированная автоматизированная система "ЗАГС" г. Москвы (МАИС "ЗАГС" г. Москвы). В 1998 году внедрена в промышленную эксплуатацию Государственная автоматизированная система "Выборы" по г. Москве в части комплекса функциональных задач "Учет избирателей". С 1997 года создаются автоматизированные системы Пенсионного фонда РФ (отделение по Москве) и московской налоговой инспекции. В то же время актуальной и целостной базы данных "Население" Москвы до сих пор не создано.
         Каковы же причины того, что несмотря на значительные финансовые ресурсы, выделенные Правительством Москвы на решение задачи создания банка данных "Население" Москвы, наличие в учреждениях, работающих с населением, большого количества персональных компьютеров и серверов, общегородской электронной почты, оптоволоконных и выделенных каналов связи, внедрения большого количества автоматизированных рабочих мест для регистрации населения, актуальная и целостная база данных "Население" Москвы отсутствует. По моему мнению, должны быть рассмотрены три основных причины: функциональная, технологическая и организационно-финансовая.
         Внедренные в промышленную эксплуатацию автоматизированные системы РАСОИ "Соцзащита", МАИС "ЗАГС", ГАС "Выборы" по г. Москве в части КФЗ "Учет избирателей" имеют огромное значение для решения задач своей предметной области.
         Так РАСОИ "Соцзащита" предназначена для своевременного и правильного исчисления пенсий и пособий социально незащищенным слоям населения на основе общегородского интегрированного банка данных пенсионеров, объемом 2,5 млн. записей.
         МАИС "ЗАГС" г. Москвы предназначена для автоматизированной регистрации актов гражданского состояния населения: рождения, смерти, брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены имени и выдачи ответов на запросы граждан и организаций в реальном масштабе времени. Основой МАИС "ЗАГС" является общегородская база данных "ЗАГС", объемом 12 млн. записей, об изменении гражданского состояния населения на территории Москвы за период с 1990 года по настоящее время.
         КФЗ "Учет избирателей" Государственной автоматизированной системы "Выборы" по г. Москве предназначен для регистрации и учета избирателей Москвы, нарезки избирательных участков, подготовки и печати списков избирателей. Созданная общегородская база данных "Учет потенциальных избирателей", объемом 8 млн. записей, содержит данные об избирателях Москвы, актуальные на 1 июля, 1 января каждого года, даты проведения выборов и довыборов.
         Таким образом, несмотря на то, что в целом в базовых автоматизированных системах, содержащих данные о населении Москвы, накоплены значительные объемы актуальных данных, функциональное назначение эксплуатируемых автоматизируемых систем, а, следовательно, и содержащиеся в них данных, не позволяют пока рассматривать их как основу интегрированного банка данных "Население" г. Москвы.
         АСУ "Население" Москвы и Московского региона Главного управления внутренних дел разрабатывается с 1991 года. В системе к настоящему моменту накоплены данные о прибытии, убытии, рождении и смерти более 75 процентов жителей Москвы и Московского региона, что составляет 20 млн. записей. База данных о населении ГУВД создана, в основном, за счет централизованного ввода данных операторами с ежедневным объемом ввода 6 - 8 тыс. записей. Сквозная актуализация данных через автоматизированные рабочие места сотрудников паспортных служб ОВД и паспортных столов ДЕЗ районов нижнего уровня практически не отлажена. Попытки разработчиков внедрить АРМ нижних уровней в Восточном административном округе потерпели неудачу из-за ошибок в пакетах программ автоматизированных рабочих мест (АРМ) паспортиста ДЕЗ и отдела милиции. Эти пакеты программ не отвечали функциональным обязанностям паспортистов, не учитывали требований приказов и распоряжений ГУВД г. Москвы.
         АСУ "Население" Москвы и Московского региона (АСУН ГУВД) по своей архитектуре является закрытой системой, трудно интегрируемой с общегородскими автоматизированными системами, содержащими данные о населении. Так, например, АСУН ГУВД не интегрированна с общегородской базой данных "ЗАГС", являющейся источником актуализации информации по рождению и смерти граждан Москвы. Ежегодный объем актуализации по данным ЗАГС составляет около 800 тыс. записей с учетом измененных и дополненных актовых записей, что приблизительно равно трехмесячному объему актуализации данных в АСУН ГУВД. Значительная трудоемкость ежедневного ввода и актуализации данных приводят к неактуальности АСУН ГУВД. Так, например, проверка АСУН ГУВД по репрезентативной выборке данных о смерти граждан показала, что только 30 процентов данных являются актуальными, а дата смерти в актуальных записях точна только в части года.
         Создание интегрированного банка данных "Население" Москвы является сложной задачей как организационно, так и технологически. Регистрация населения производится на более 800 участках Дирекций единого заказчика 125 районов Москвы. В ДЕЗ Москвы внедрено более 15 различных пакетов прикладных программ паспортного учета граждан, основными достоинствами которых является функциональная адекватность текущим процессам регистрации граждан и работоспособность. К недостаткам внедренных прикладных программ паспортного учета граждан ДЕЗ можно отнести отсутствие единой системотехнической платформы разработок, требований к составу реквизитов базы данных о населении участка ДЕЗ, справочников и классификаторов, контроля вводимых данных. Указанные недостатки приводят к значительным трудностям при интеграции данных ДЕЗ с данными паспортных столов милиции.
         Пакеты прикладных программ паспортного учета в ДЕЗ внедрены, как правило, на компьютерах типа PC/486, в некоторых случаях на ранних моделях Pentium, сами прикладные программы реализованы на средствах разработки начала 90-х годов, не обеспечивают поддержки современных операционных систем и пользовательских интерфейсов, полного решения проблемы 2000. В связи с последствиями экономического кризиса, в ДЕЗ имеются финансовые трудности переоснащения существующего парка вычислительной техники. Работоспособность и функциональная адекватность внедренного программного обеспечения регистрации граждан в ДЕЗ делают бессмысленным для руководителя ДЕЗ вопрос о переходе на современные и интегрируемые аппаратно-программные средства регистрации граждан.
         На основании выше изложенного краткого анализа можно сделать следующие выводы.
         1. Общегородские автоматизированные системы МАИС "ЗАГС", РАСОИ "Соцзащита" и ГАС "Выборы" по г. Москве содержат актуальные данные о значительной части населения Москвы, но функционально не предназначены для регистрации и учета всех категорий граждан.
         2. АСУН ГУВД Москвы и Московского региона по своему функциональному назначению должна содержать актуальные данные о населении, но в связи с технологическими недоработками является неактуальной и уже более 10 лет внедряется в эксплуатацию.
         3. Внедрение автоматизированного интегрированного банка данных "Население" Москвы требует решение большого количества технологических и организационно-финансовых проблем на беспрецедентном количестве объектов автоматизации.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100