«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%


         Однако на следующем обороте развертки цель пропала. Во всяком случае, в радиусе 10 км от предыдущей отметки новая не возникла. Не беда, такое иногда бывает, когда самолет разворачивается и его положение под определенным ракурсом наблюдения способствует отражению луча радара в сторону, а не назад. "Ну уж на следующем обороте она обязательно вынырнет!" - прокомментировал ситуацию оператор за другим индикатором. Отчаявшись установить контакт с контрольной целью - большой, как стадо слонов, я откинулся в кресле и краем глаза заметил, что она никуда не исчезала, а несется на меня с тем же курсом на бешеной скорости и находится совсем рядом - чуть более чем в 100 км. Тут же раздался голос оператора: "Товарищ лейтенант, цель в нашем районе!" В училище нас постоянно приучали считать приоритетной ту цель, которая движется к центру экрана. Один из наших преподавателей был военным советником во Вьетнаме, где американцы широко применяли самонаводящиеся ракеты класса "воздух-РЛС".
         Однако наш собственный опыт обеспечения полетов тоже что-то значил. Скорость вращения антенной системы радара - 6 оборотов в минуту, то есть полный оборот она совершает за 10 секунд, - очень удобно для расчета скорости воздушных объектов. Обычно за это время отметка от бомбардировщика смещалась на 2 км, а от истребителя на форсажном режиме полета - на 7 км. Наш же "слон" за 10 секунд пролетал 72 км! В общем-то ничего необычного, вполне рукотворная, почти первая космическая скорость. Цель нырнула в "мертвую зону" радара. Откровенно говоря, большого впечатления на сержантов все это не произвело.
         "Ничего, - сказал я, - сейчас мы посмотрим, куда она отправится на востоке". Однако выхода "слона" из воронки "мертвой зоны" мы так и не дождались. Зато вместо него на тех же курсе и дальности появился другой. С той же скоростью он одолел 350 км за 50 секунд и также спрятался где-то у нас над головой. За ним показался следующий, и еще, и еще. С завидной регулярностью цели летели к центру экрана, причем все они были хорошо видны в переднюю полусферу и совершенно не наблюдались в заднюю. На память пришли скудные сообщения о самолетах, способных летать с гиперзвуковыми скоростями. Когда число сверхскоростных "нарушителей" подошло ко второму десятку, я попросил сержанта: "Саша, выгляни на улицу, может, услышишь хлопок, как у самолетов при преодолении звукового барьера?" В десяти метрах рядом ревел дизель-генератор, но хлопки фронта скачка уплотнения обычно сотрясали даже нашу индикаторную машину, вывешенную на колодках. Сержант задернул светомаскировочную занавеску, чтобы на огоньки в кабину не налетели мириады ночных бабочек, и просунул голову в дверной проем.
         - Ну что там слышно? Уже три "слона" прошли над нами, четвертый приближается!
         - Да ничего не слыхать, товарищ лейтенант, - донеслось из-за занавески, - только три звезды упали.
         "Интересное совпадение", - подумал я и добавил вслух: - Гляди, сейчас рухнет четвертая! Из-за занавеси появилось бледное в отсвете индикаторов лицо сержанта. Упавшим голосом он произнес:
         - Так точно, и четвертая упала!
         - Ого! А это уже интересно! Сейчас посмотрю, в каком направлении они сыпятся? Оператор, дай-ка мне последние координаты звезды!
         - Где-то 303, 122! Входит в нашу зону!
         Несколько секунд спустя небо перечеркнул метеорит, вынырнув ниоткуда и уйдя в никуда. Вернее сказать, это была световая полоса, словно след от трассирующей пули, возникшая на доли секунды. С нашей позиции в картинной плоскости она наблюдалась прочерченной километрах в 30 в стороне, но почему-то с юго-запада на северо-восток с небольшим понижением.
         Закуривая, обнаруживаю легкую дрожь в пальцах. Спустя некоторое время по целеуказанию оператора получаю возможность еще несколько раз лицезреть контролируемый звездопад.
         - Ну что, орлы! У вас есть прекрасная возможность загадать кучу дембельских пожеланий - в обойме у инопланетян еще полно падающих звезд, говорю сержантам. - Я сам пока попробую разобраться, как высоко они проложили над нами коридор.

Приемопередающая кабина наземного радиовысотомера ПРВ-11, который подвел нас в ту ночь


         Поскольку наш высотомер скис еще пару месяцев назад, грубо определить высоту я попытался на дальномере. Правда, ошибка при этом составляет, как говорят локаторщики, "плюс-минус две трамвайные остановки", но все же это лучше, чем совсем ничего. Дело в том, что "лопата" диаграммы направленности на РЛС типа П-35 состоит из пяти узких и одного широкого лепестков, расположенных один над другим с небольшим перекрытием. Поэтому последовательно отключая передатчики, но сохраняя видимость цели, теоретически можно судить о воздушном эшелоне цели.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100