«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         Ракеты класса "воздух-воздух" классифицируются так: ракеты малой дальности и манёвренного воздушного боя, ракеты средней и ракеты большой дальности. Для перехватчиков типа Ту-128, позже - МиГ-31 используются дальние ракеты, уничтожающие цели на расстоянии до 100 км и больше. Это, фактически, зенитная ракета, поставленная на самолётную платформу. Ракеты встречного воздушного боя - средней дальности - рассчитаны на десятки километров - 30-40 км. А ближнего боя - не более 10 км.
         Кстати, необходимость создания ракет ближнего манёвренного боя возникла в ходе арабо-израильских столкновений, когда в процессе сближения истребители выходили на малые расстояния - до нескольких километров. Пушка ещё не эффективна... А "Сайдуиндер" и был спроектирован на такой диапазон дистанций. Американцы как бы удлиняли "поражающую руку" - пушку, и последующее её развитие было подчинено прикрытию ближней зоны, в которой находится истребитель при встрече с целью. Но, красиво решив инженерные задачи и, тем самым, значительно удешевив ракету, они оказались в плену её плохой динамики. Но ближний манёвренный бой стимулировал создание динамичных ракет, способных работать на очень больших углах атаки. Самолёт, образно говоря, в момент атаки мог "смотреть" и лететь в другую сторону от цели, а ракета должна была сойти и совершить мощные манёвры, чтобы выйти в нужные положения. Поэтому, в частности, ей требуется мощное эффективное управление, чтобы, едва сойдя с направляющих, она могла сразу энергично развернуться на цель. Схема "Сайдуиндера" не позволяет этого делать принципиально. Для решения задач манёвренного боя годятся только "короткие" ракеты с газодинамическим управлением. Идеология такого узла управления тоже была заложена и отработана в нашем институте.
         Мне удалось привлечь к работе над ним одного из аспирантов МВТУВладимира Михайловича Бобылёва, который защищал кандидатскую диссертацию на тему регулирования критического сечения сопла порохового двигателя. Он прекрасный специалист в области внутренней баллистики, процессов горения - кстати, ученик академика Я.Б. Зельдовича. Так вот, Бобылёв - и по сей день один из немногих учёных, кто занимался процессами внутренней баллистики ракетных пороховых двигателей. Его-то я и сманил в свой отдел, после чего он привёл своих учеников, и было создано целое подразделение по двигателям ракет "воздух-воздух", которое сыграло очень большую роль в формировании облика их энергоустановок, аккумуляторов порохового давления, выбора пороховых зарядов и т.д. Вот они и отрабатывали принципы газодинамического управления малых ракет весом меньше ста килограммов.
         Так были созданы первые ракеты манёвренного воздушного боя К-60, а в последующем и К-73. К тому моменту, когда создавали К-73, Бисноват умер. Тесные связи, которые у нас возникли с его ОКБ, существуют и по сей день, а К-73 не имеет аналогов в мире. Её сейчас закупают многие страны, в том числе Южно-Африканская Республика. В общем, ракеты класса "воздух-воздух" манёвренного боя родились у нас в России. Сейчас они в какой-то мере повторены в Израиле на фирме "Рафаэль". Её изделия по своим параметрам близки к нашим, но К-73 всё-таки превосходит их. Франция пытается строить такие ракеты на фирме "Матра".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100