«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         Вот за такие блестящие инженерные решения, по моему мнению, американцу Макклину надо было бы поставить памятник при жизни. Ибо они кардинально повлияли на всю ракетную технику в мире. Все французские разработки ракеты "Мажик" фирмы "Матра" скопировали линию "Сайдуиндера". Все израильские ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности повторили эту же линию. Все противотанковые ракеты, которые строились в знаменитом Конструкторском бюро приборостроения (КБП) в Туле А.Г. Шипуновым, - переносные ЗУРы С.П. Непобедимого "Стрела", "Игла" - они тоже строились по идеологии "Сайдуиндера". Так же, как и американские "Стингеры"... Макклин создал целую эпоху в ракетной технике.
         Нам была поставлена задача скопировать эту ракету - один к одному, ничего не меняя. Мы это сделали и появилась ракета К-13, которая поступила на вооружение МиГ-21. Она широко продавалась и поставлялась, в частности, в Египет, Сирию и т.д. В 1972 году, когда шли воздушные бои между израильтянами и египтянами, то первые применяли "Сайдуиндеры", а вторые - К-13. Самое интересное, что партия К-13 попала как-то к израильтянам. Они поставили их на пусковые установки "Сайдуиндеров" и стреляли К-13, как своими. Но оказалось, что К-13 мы сделали лучше: наш фотоприёмник имел большую чувствительность, меньше уровень пороговых шумов и потому - более устойчивый захват цели. Мы не только скопировали "Сайдуиндер", но и по ряду параметров улучшили его. Для нас эта ракета стала хорошей школой, которая позволила понять философию и технологию американской техники.
         Но "Сайдуиндер" всё же остался неким отдельным "выбросом" в мире ракет, потому что, к примеру, известная американская фирма "Хьюз", которая строила первые ракеты класса "воздух-воздух", не пошла по этому пути. "Хьюз", как и мы, строили ракеты классического типа: самонаведение с полной обратной связью, автопилот и т.д. Головка - это самостоятельный прибор, рулевой отсек, автопилот - все разрабатывались, как отдельные компоненты, которые объединились инженерными решениями.
         Но ракеты класса "воздух-воздух" ВМФ США продолжали строить по типу "Сайдуиндера", во множестве модификаций для палубных истребителей. Счёт шёл на десятки типов и даже последняя ракета AIM-9X, созданная в 90-х годах, несёт в себе все признаки предшественницы ракеты 50-х годов. Просто совершенствовалась головка самонаведения...
         Когда я был в США по приглашению "Хьюза", сказал американцам:
         - Вы, похоже, попали в плен собственной схемы, так долго строя ракеты по образу и подобию "Сайдуиндера".
         - Да, - согласились со мной. - Но нам она нравится и по сей день.
         "Сайдуиндер", как я уже говорил, - длинная ракета, а потому очень "вялая", с замедленной реакцией. Когда мы столкнулись с проблемой ближнего манёвренного боя, то поняли, что нужно делать сверхманевренную ракету. Говоря в терминах частотных характеристик, "полоса пропускания частот контура стабилизации должна быть в несколько герц", тогда как у "Сайдуиндера" она была ограничена полутора герцами. Нам, как ни крутись, надо было отказаться от идеи Макклина. Но американцы так и не решили проблему ракеты ближнего манёвренного боя. Её решил Советский Союз, когда мы создали на базе К-5 ракету К-55. Её сделал наш институт и совместно с Д.М. Хоролом (ОКБ "Геофизика") она была принята на вооружение на МиГ-21 и выпущены довольно большие её партии. Позже Бисноват сделал К-60 и К-73.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100