«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 99%


          4. Объективным фактором развала социалистической системы явился закон социальной динамики технической цивилизации XX века: уменьшение доли производящих работников (крестьян, рабочих) при преобладании служащих, обслуживающего персонала, всяческих посредников, торговцев, управленцев.
         Рост числа рабочих начался еще в период развития мануфактур, но стал особенно ощутимым в наиболее развитых странах с середины XIX до середины XX веков. Не случайно к началу этого периода относится создание марксистского учения о диктатуре пролетариата. Однако Маркс и его последователи не предполагали, что развитие науки и техники, индустриализация производства и внедрение электроники приведет к снижению доли рабочего класса при абсолютном преобладании служащих, работников сферы обслуживания.
         Вот и в СССР в 30-е годы шёл рост рабочего класса и была оправдана его гегемония. Но в 90-е годы доля рабочих среди трудящихся стала уменьшаться. Преобладание служащих, для которых характерна мелкобуржуазная психология, стремление приспосабливаться, прислуживать начальству (хозяину), именно служить, а не творчески трудиться, - этот фактор стал решающим для победы "революции сверху" демократическим путем, в результате выборов. Служащие привыкли голосовать за начальство, тем более, когда оно сулит материальные блага (показывая по телевидению два ваучера, Ельцин громогласно вещал, что они соответствуют двум "Волгам", и это - для каждого "россиянина").
          5. Изменение со временем психологии рабочего класса. Чем больше привилегий получали рабочие в СССР, тем основательней пропитывал их "мелкобуржуазный дух".И это тоже в немалой степени благоприятствовало проведению буржуазной "революции сверху", начатой Горбачевым и завершенной Ельциным.
          6. Сказалась и очень существенная закономерность духовной жизни общества во второй половине XX - начале XXI века: массовое распространение электронных средств пропаганды, агитации, внушения, наркотизации сознания.Можно сказать, что осуществляется переход к электронной наркоцивилизации. Владельцы соответствующих средств имеют возможность формировать по своему усмотрению и с помощью психотехнологий общественное мнение, воздействовать на духовную жизнь общества.
          7. Перерождение интеллигенции.По сути своей эта категория населения должна отличаться по важнейшему признаку: духовные потребности у интеллигента должны преобладать над материальными. (Интеллектуал - тот, кто зарабатывает на жизнь интеллектуальным трудом). Однако со временем сказалась общая закономерность - стремление к материальным благам, к максимальному потреблению. В этом смысле можно говорить о значительном уменьшении слоя интеллигенции за счет служащих по ведомству науки, культуры, литературы, религии.
         Прежде интеллигенция отличалась независимостью суждений, выступлениями в защиту "униженных и оскорбленных", против махрового мещанства, тунеядства, общественного паразитизма, в защиту трудящихся и творчества. Во второй половине XX века значительная часть интеллектуалов стала откровенно служить имущим власть и капиталы. В условиях электронной наркоцивилизации такое перерождение "пролетариев умственного труда" самым печальным образом сказывается на духовной жизни общества не только в России, но и во всем мире.
          8. Постоянная антисоветская пропаганда - сначала почти исключительно из-за рубежа и в малых группах "диссидентов", а затем, к концу века, как проявление государственной политики, ориентированной на капитализм.Началом идейного распада общества стал антисталинский доклад Хрущева на XX съезде КПСС и переименование Сталинграда (это явилось глумлением не столько над Сталиным, сколько над памятью тех сотен тысяч наших солдат и офицеров, погибших, но сумевших отстоять этот город, не безликий Волгоград, а символичный Сталинград). Началось очернение советского славного прошлого, в частности, трудовых подвигов народа в 30-е годы и победы в Великой Отечественной войне.
         В июне 2001 года телепрограмма "Русский дом" показала такой сюжет: у девушки старшего школьного или младшего институтского возраста спросили: кто победил во Второй мировой войне? Она затруднилась с ответом. Наводящий вопрос: "Победила Германия или Советский Союз?" Неуверенный ответ: "Кажется, Германия".

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100