«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 66%


         Тельпуховский пишет, что ко времени перехода Красной Армии в контрнаступление под Сталинградом партизанское движение достигло широкого размаха. В этой связи он приводит следующие внушительные цифры по крупнейшему району партизанского движения - Белоруссии: "На 1 февраля 1943 г. в Белоруссии было учтено 65 тыс. партизан, весной и в начале лета 1943 г. в республике действовало более 100 тыс. партизан, а к концу 1943 г. - около 245 тыс." {Тельпуховский Б.С. Великая Отечественная война Советского Союза: С. 273.}.
         На Украине к концу 1943 г. действовало 220 тыс. вооружённых партизан, и "многие десятки тысяч" партизан боролись в районах РСФСР, ещё находившихся в руках немцев. Нередко, пишет Тельпуховский, целые семьи и даже деревни шли в партизанские отряды (хотя бы для того, чтобы избежать жестоких карательных операций немцев).
         14 июля 1943 г. по указанию Ставки Верховного Главнокомандования Центральный штаб партизанского движения издал приказ советским партизанам всеми силами начать "рельсовую войну". Подготовительная работа, по-видимому, была заранее проведена, поскольку в ночь на 21 июля партизаны нанесли мощные и одновременные удары по железным дорогам в Брянской, Орловской и Гомельской областях. Эти удары совпали с наступлением Красной Армии на Орёл и Брянск, последовавшим после победы под Курском. За одну ночь тогда было взорвано 5885 рельсов, а всего с 21 июля по 27 сентября орловские и брянские партизаны взорвали более 17 тыс. рельсов.
         В Белоруссии партизаны действовали ещё успешнее. С января по май, даже до официального начала "рельсовой войны", они пустили под откос 634 эшелона. 3 августа партизаны приступили к проведению другой крупной диверсионной операции на железных дорогах Белоруссии. Две трети дорог были выведены из строя - на некоторых участках на целые недели. Например, участок Молодечно - Минск был полностью выведен из строя более десяти дней. Всего с августа по ноябрь 1943 г. партизаны в Белоруссии взорвали 200 тыс. рельсов, вывели из строя или пустили под откос 1014 эшелонов, взорвали или повредили 72 железнодорожных моста.
         Действия партизан доставляли всё больше беспокойства немцам. 7 ноября 1943 г. Йодль признал, что за июль, август и сентябрь на железных дорогах было совершено соответственно 1560, 2121 и 2000 взрывов, и это, по его словам, серьёзно отразилось на ходе военных действий и на операциях по отводу войск.
         В своей книге Тельпуховский утверждает, что за три года (1941-1944) белорусские партизаны истребили около 500 тыс. немецких солдат и офицеров, 47 генералов, в том числе гитлеровского комиссара Белоруссии фон Кубе.
         На Украине, по свидетельству того же автора, партизаны убили 460 тыс. немцев, разбили или повредили 5 тыс. паровозов, 50 тыс. железнодорожных вагонов, 15 тыс. автомашин и т.д. {По данным, опубликованным в 6-м томе "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945", на оккупированной советской территории "...партизаны и подпольщики уничтожили, ранили и пленили полтора миллиона гитлеровских солдат и офицеров, чиновников оккупационного аппарата и их пособников из числа предателей. Они произвели более 18 тысяч крушений вражеских поездов" (С. 281). - Прим. ред.}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100