«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 50%


         Потом нас отвезли ещё в какую-то деревню, где нас принял начальник штаба генерала Рокоссовского генерал Малинин. У Малинина, уроженца Ярославля, было энергичное, типично северорусское лицо. Ему было тогда 43 года. Он участвовал в Гражданской войне, потом с 1931 по 1933 г. учился в военной академии, воевал в Финляндии и вместе с Рокоссовским был в сражениях под Москвой. Впоследствии он стал начальником штаба Жукова и в этой должности участвовал во взятии Берлина.
         За последние два-три дня в Красной Армии вдруг стало модным словечко "Канны" - это слово замелькало в газетах: Сталинградскую операцию стали называть идеальными "Каннами" - самыми совершенными со времён Ганнибала. Малинин тоже заговорил об этом, и слушать здесь, среди донских степей, как этот бывший крестьянский парень из-под Ярославля рассуждает о Каннах, было так же странно, как если бы он вдруг начал декламировать "Энеиду"... Он с восхищением отозвался о Сталине, а затем с жаром заговорил о простых русских солдатах.
         "Шоссейных и железных дорог, - сказал он, - было очень мало, и всё-таки мы никогда не испытывали недостатка в продовольствии, вооружении или горючем. Каждый солдат, каждый шофёр, каждый железнодорожник сознавал, какая грандиозная задача перед нами стоит. Железнодорожники проводили такое количество составов, что это казалось немыслимым. Водители грузовиков, которые в нормальных условиях должны работать зимой не больше десяти часов в день, в наших транспортных колоннах часто работали бессменно целыми сутками".
         Малинин был убеждён, что на начальном этапе окружения немцы могли бы вырваться из Сталинграда, если бы Гитлер дал им на это разрешение.
         Отвечая на вопрос насчёт техники и припасов, поставленных союзниками, он сказал, что Красная Армия получила "некоторое количество американского продовольствия", немного грузовиков "додж" и танков "Черчилль" - техника хорошая, но её очень мало.
         Как мы теперь знаем из немецких источников, одним из ближайших последствий окружения немецких войск под Сталинградом в ноябре явилась острая нехватка зимнего обмундирования у этих войск. В ноябре 76 вагонов с зимним обмундированием застряло на станции Ясиноватая, 17 - в Харькове, 41 - в Киеве и 19 - во Львове. Немецкое верховное командование, не желая, чтобы у солдат в Сталинграде зародилась мысль, что они могут не выиграть сражение до наступления зимы, не спешило посылать им зимнюю одежду. Холод плюс очень скудные продовольственные пайки - под конец они были сведены к 60 г хлеба в день и крошечному кусочку конины (генералы получали теоретически 150 г хлеба) - привели к резкому росту смертности у немцев, особенно в январе. Правда, сильные морозы держались не всё время. Во второй половине декабря было очень холодно (20-25 град. ниже нуля); в первой половине января погода стала гораздо мягче (в среднем - 5-10 град. ), однако потом опять стало очень холодно. Температура понижалась иной раз до 25, 30, 40 и даже до 45 град.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100