«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%

Глава 4. Сталинград: личные впечатления


         К 1 января 1943 г. немцы, оказавшиеся в Сталинградском котле - овале, простиравшемся примерно на 70 км с запада на восток и на 22 км с севера на юг, - уже более полутора месяцев находились почти в полной изоляции от внешнего мира, если не считать того, что время от времени к ним пробивались транспортные самолёты. К 24 декабря всякая надежда на то, что их спасёт группа "Гот" под командованием Манштейна, окончательно рухнула.
         В первой половине января мне представилась возможность вместе с несколькими другими корреспондентами совершить поездку по той удивительной железной дороге, что шла на востоке от Волги и на протяжении многих месяцев служила единственным путём подвоза припасов для советских войск, оборонявших Сталинград. По этой же дороге в октябре и ноябре перебрасывались войска, вооружение и продовольствие в район к югу от Сталинграда, откуда 20 ноября начали своё наступление войска Сталинградского фронта.
         Мы выехали из Москвы утром 3 января 1943 г. в старомодном, дореволюционного выпуска, спальном вагоне, который прицепили к скорому поезду Москва-Саратов.
         То, что мы путешествовали в таких сравнительно роскошных условиях, не было в Советском Союзе чем-то неслыханным даже в 1942-1943 гг.; кроме нас, в спальном вагоне были и другие пассажиры: ответственные служащие, следовавшие с какими-то специальными заданиями, офицеры в чине полковника и выше и другие. Никакого вагона-ресторана в поезде, конечно, не было, и мы вынуждены были довольствоваться "сухим пайком", запивая его чаем из самовара нашего добродушного старого проводника. Поезд, кроме нашего вагона, состоял из жёстких вагонов, до отказа забитых пассажирами, в основном солдатами. Так как все окна были закрыты, стояла ужасающая жара.
         В тот день, когда мы уезжали из Москвы, была оттепель, стоял туман; с сосулек за окном вагона капало. Проехали Каширу с её сожжёнными домами, свидетельством немецкого наступления на Москву год назад; эти мрачные дни теперь казались очень далёкими. После окружения немцев в Сталинграде все понимали, что ничего похожего уже не может повториться...
         В Саратове, куда мы прибыли утром 5 января, было солнечно и очень холодно - минус 25 град. по Цельсию. Всё было покрыто снегом. Саратов с его красивыми широкими улицами являл собой картину необычайного процветания. Из Москвы, Ленинграда и других мест сюда было эвакуировано множество важнейших учебных заведений, так что городу даже присвоили шутливое название "Профес-саратов"... Театры (в том числе опера) и несколько кино работали вовсю. Мы плотно пообедали в клубе железнодорожников...
         Вечером наш вагон прицепили к товарному поезду. Уже стемнело, и можно было разглядеть только бесчисленное количество всяких составов на самой станции Саратов и вокруг неё: видно было, как велико значение этого железнодорожного узла... По большому мосту мы переехали через Волгу; далее дорога пролегала по местности, обозначавшейся ранее на картах как "Автономная республика немцев Поволжья", и тут мне стало понятно, почему Советское правительство не пожелало пойти на риск и оставить здесь немцев. Все они - а их насчитывалось полмиллиона - были в августе 1941 г. высланы в Казахстан. Уже в самом начале войны в Автономной республике немцев Поволжья было несколько случаев диверсий на железнодорожном транспорте; рассказывали также, что местные немцы укрывали немецких лётчиков, сбитых в этом районе.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100