«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 90%

IX. Смерть и связанные с ней суеверия


         Как уже отмечалось в I главе, вера в загробное существование души была и продолжает быть главным источником антинаучных представлений и предрассудков у все еще очень большого числа людей. Но времена безраздельного господства слепой веры давно прошли, все больше и больше людей на земном шаре предпочитают не верить, а знать. С этим вынуждена считаться и церковь. Она стремится захватить в свои руки народное образование, изыскивает различные способы для того, чтобы по возможности "обезвредить" атеистическое содержание достижений современной науки и техники. Этой цели служат, например, католические университеты, организуемые римской церковью. Особенно поощряются попытки научно (даже экспериментально) "доказать" существование души в виде некоего надматериального, сверхъестественного явления, ее независимость от всех законов объективного мира, а также попытки убедить в возможности существования человеческой души после смерти, то есть в возможности "личного бессмертия". Таких лженаучных попыток было сделано немало. Мы ограничимся лишь несколькими примерами.
         В конце прошлого века два французских гипнолога: сперва Роша (A. de Rochas, 1895), а за ним Жуар (Р. Joire, 1897) - оповестили ученый мир о сделанном ими поистине сногсшибательном "открытии" - выделении наружу (экстериоризации) кожной чувствительности. Давно известно, что в глубоком гипнозе кожа утрачивает болевую чувствительность.
         По мнению названных авторов, это происходит якобы оттого, что болевая чувствительность у гипнотика перемещается из кожи в окружающий воздух, образуя чувствительный слой на расстоянии нескольких сантиметров от поверхности тела. Гипнотик вскрикивает, когда этот слой колят булавкой, и никак не реагирует, когда булавку медленно и осторожно пропускают сквозь слой и вонзают ее в кожу. При дальнейшем углублении гипноза образовавшийся чувствительный слой якобы все более отдаляется от тела и из него формируется "флюидический двойник" спящего - его призрак, или фантом. Этого двойника могут увидеть другие гипнотики, у которых словесным внушением вызывается повышенная чувствительность органов зрения. Сам же экспериментатор может обнаружить место нахождения двойника только с помощью какого-нибудь острого предмета, например иглы. Спящий вскрикивает и хватается за то место своего тела, которое у двойника было уколото иглой. В другой своей книге Роша (1896 г.) говорит о возможности выделения из тела гипнотика не только чувствительности, но и мускульной силы, объясняя этим перемещения предметов без прикосновения к ним, якобы наблюдаемые на медиумических сеансах.
         Трудно сказать, чему приписать всю эту фантасмагорию - пылкому воображению самих экспериментаторов, склонных к оккультизму, или их невольному внушающему воздействию на гипнотика. Кто имел дело с гипнотиками сомнамбулического типа, тот знает, с какой поразительной легкостью реализуется ими все то, чего тайно ожидает от них гипнотизер. Каждый его жест, интонация голоса, неосторожно оброненное слово воспринимаются сомнамбулами как косвенное внушение, вызывая соответствующий эффект (в данном случае - иллюзию выделения из тела чувствительной сферы, психического начала). Ошибка, допущенная при проведении гипнотического опыта, принимается в данном случае за истину и объявляется экспериментальным доказательством того, что и требуется доказать, - мнимой возможности существования души, психики за пределами физического тела.
         Такое же происхождение имело и другое мнимое открытие Роша - его утверждение, что в очень глубоком гипнозе будто бы могут ожить и проявиться воспоминания о предшествующем воплощении души: гипнотик вдруг начинает говорить не своим голосом, от имени какого-то другого лица, которое повествует о своей давно угасшей жизни. Это преподносится как экспериментальное доказательство истинности учения о перевоплощении душ.
         Однако наибольшее впечатление на чающих вечной жизни произвели многолетние "опыты" известных ученых во главе с крупным психологом, родоначальником философского прагматизма Вильямом Джемсом членов лондонского и американского обществ психических исследований. Эти "опыты" имели своей целью окончательно доказать, что общение с душами умерших возможно при посредстве медиумов, якобы способных телепатически воспринимать сообщения с "того света" и передавать их для всеобщего сведения посредством автоматического письма.
         "Проявлявшиеся" таким способом души умерших членов названных обществ всеми мерами старались доказать свою "самоличность", напоминая о малейших событиях своей земной жизни.
         Вот, например, образчик такого трагикомического разговора между Вильямом Джемсом и его умершим коллегой Ходжсоном: "Помнишь ли ты, Вильям, как, будучи в деревне у такого-то, мы играли с детьми в такие-то игры? Помнишь ли ты, что, находясь в такой-то комнате, где стояла такая-то мебель, я сказал тебе то-то и то-то?" - "Действительно, Ходжсон, помню"."Хорошее доказательство, не правда ли, Вильям?" "Отличное, Ходжсон". И так далее, без конца.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100