«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 66%


         Иногда для облегчения этих опытов применяют некоторые механические приспособления, например перципиенту вручается карандаш или так называемая планшетка. Это небольшая, легкоподвижная дощечка, установленная на трех ножках, одной из которых служит отточенный карандаш. Планшетка ставится на большой лист бумаги; испытуемый, способный производить автоматические движения, кладет на планшетку руку и с ее помощью как бы автоматически, бессознательно регистрирует то, что ему мысленно внушает экспериментатор.
         Из большого числа подобных исследований широкую известность получили опыты американского писателя Эптона Синклера по мысленному внушению рисунков своей жене Мери Синклер. Эти опыты Э. Синклер изложил в книге "Умственное радио" (Upton Sinclair. Mental Radio. Pasadena Station. USA, 1930), которая привлекла внимание крупного американского физиолога Мак Дуггала, парапсихолога Вальтера Принса и других ученых. Принс написал книгу, в которой приводит данные по проверке достоверности опытов Синклера, свидетельства очевидцев и участников этих опытов (W. Prince. The Sinclair experiments demonstrating Telepathy, Boston, 1932). Индуктором был не только Синклер, но и, в некоторых опытах, один из родственников перципиентки. Мысленное внушение производилось из другой комнаты, а в некоторых опытах - из другого дома, находящегося на расстоянии 30 миль (американская миля равна 1,60935 километра). Эти опыты бывали особенно удачными, когда Мери находилась, по ее выражению, "на грани сна" и внушаемые рисунки представлялись в ее засыпающем сознании в виде зрительных образов.
         Надо сказать, что подобные опыты не поддаются строгой статистической обработке и потому не столь убедительны для установления самого факта мысленного внушения, как количественные опыты с картами Зенера. Но зато, подкрепленные результатами опытов с картами, опыты с мысленной передачей рисунков лучше помогают уяснить психологические особенности телепатической перцепции (восприимчивости). В этом отношении особенно поучительны ошибки перципиента в изображении или осознании воспринимаемых рисунков индуктора. Вот два примера из книги Синклера.
         Индуктор рисует дымящийся вулкан; перципиентка изображает то же самое, но называет свой рисунок совсем иначе: "большой черный таракан с рогами". Слово расходится с делом! Аналогичных примеров в книге не мало. О чем же они говорят? Несомненно, о том, что телепатически воспринимается именно зрительный образ, а не понятие, не слово, не мысль в точном понимании того, что называется мыслью.

Два опыта Энтона Синклера по мысленному внушению рисунков своей жене. Слева - рисунки внушаемые, справа - рисунки, воспроизведенные перципиенткой


         Такие случаи можно назвать телепатическим воспроизведением рисунка индуктора без его узнавания, но бывают и как раз противоположные по своему смыслу примеры - телепатического узнавания рисунка индуктора без его воспроизведения. Привожу один из них из того же источника. Мысленно внушается рисунок обезьянки, перелезающей с одной ветки на другую. Перципиентка не воспроизвела этого довольно сложного рисунка, но зато узнала ту категорию образов, к которой рисунок относится. Она написала: "Буйвол или лев, тигр - дикое животное".
         О том же самом свидетельствуют и опыты с мысленным усыплением и пробуждением перципиента. Крупнейший советский гипнолог проф К. И. Платонов, поставивший не мало опытов такого рода, пишет: "Важно отметить, что когда я оказывал воздействие на испытуемую в форме мысленного приказа - "засыпайте!", "спите!",- то последний был всегда безрезультатен. Но при моем зрительном представлении образа и фигуры заснувшей (или просыпающейся - при мысленном внушении пробуждения) испытуемой эффект всегда был положительным" (из письма К. И. Платонова автору этой книги; приводится с разрешения проф. Платонова).
         Это значит, что часто употребляемые выражения "передача мысли", "мысленное внушение" оказываются неточными. Телепатически могут передаваться только зрительные, реже слуховые образы, чувства, побуждения к действию - то, что И. П. Павлов относил к первой сигнальной системе, а не мысли,связанные со словами, со второй сигнальной системой.
         Это делает понятным, почему телепатические опыты бывают удачными и в тех случаях, когда, например, индуктором является француз, а перципиентом грек; причем француз не знает ни слова по-гречески, а грек - по-французски. Такие опыты с телепатической передачей рисунков были поставлены в международном масштабе и дали заслуживающие внимания результаты (К. Konstantinides. Telepathische Experimente zwischen Athen, Paris, Warschau und Wien. Transaction of the fourth International Congress for Psychical Research. S.P.R. London, 1930, p. 215).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100