«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 22%


         Иногда резкие изменения личности происходят внезапно, вследствие какого-либо сильного душевного потрясения. Известный французский психолог Бинэ (A. Binet) описал следующий типический случай. Молодой человек, лет шестнадцати, работал в винограднике; однажды он во время работы наткнулся на змею и был этим так потрясен, что впал в обморок. Когда он очнулся, его ноги оказались парализованными; кроме того, обнаружились глубокие изменения в психике: молодой человек представлялся сам себе девятилетним мальчиком и вел себя во всех отношениях так, как ведут себя мальчики этого возраста. Он плохо читал, писал как начинающий, жил исключительно впечатлениями и интересами своего девятилетнего возраста. Вся более поздняя полоса жизни оказалась забытой, все более поздние приобретения жизненного опыта выпали. Вследствие паралича ног молодого человека переместили из виноградника в портновскую мастерскую. Там он научился шить, вновь обучился грамоте и занялся портняжеством. Через несколько лет наш портной переживает новое сильное потрясение, вызвавшее продолжительный обморок. Когда он на этот раз вернулся к сознанию, паралич ног исчез, а в его памяти восстановилась вся забытая полоса его жизни и работы в винограднике, предшествовавшая его встрече со змеей. Но при этом оказалось забытым все, что касалось жизни в портновской мастерской, а также все знания и навыки по портняжному делу.
         Н. Е. Введенский в своих лекциях указывал, что такое состояние, когда человек как бы перевоплощается из одной личности в другую, с большой художественной силой описано во многих местах сочинений Достоевского,- эти состояния глубоко интересовали великого писателя-психолога. Можно указать прежде всего на забавные самонаблюдения бедного действительного статского советника Пралинского, неожиданно запьяневшего на свадебном ужине своего подчиненного, в "Скверном анекдоте"; затем ряд картин и переживаний в "Вечном муже"; наконец, развитие полного раздвоения личности у господина Голядкина в "Двойнике" и у Ивана Федоровича в "Братьях Карамазовых". Эти примеры из сочинений Достоевского показывают, что различные степени раздвоения личности не так уж редко встречаются в повседневной жизни у лиц, считающихся как будто бы здоровыми.
         В те времена, когда нервные и психические болезни оставались еще полной загадкой, такие явления толковались как "одержимость", как периодическое вселение в тело больного посторонней личности, скорее всего какой-нибудь мятежной души, не находящей себе места в загробном мире. Казалось бы, этому нелепому верованию давно пора отойти в область преданий, а между тем в XIX в. оно вновь расцвело пышным цветом в виде так называемого спиритизма. Герои спиритических сеансов, медиумы, по убеждению спиритов,- посредники между живущими на земле и душами умерших. Впадая во время сеансов в транс (род патологического сна), медиумы говорят, пишут и действуют от имени "контролирующего" их "духа", обычно "духа" какого-нибудь знаменитого мертвеца или покойного родственника одного из присутствующих. Если медиум не просто обманщик (что бывает в большинстве случаев), то он больной, страдающий своеобразным раздвоением личности; приступ этого недуга в данном случае вызывается всей таинственной обстановкой сеанса (подробнее об этом см. в гл. V).
         "Таинственность" всех этих действительно поразительных явлений, да и многих других им подобных, рассеялась как дым после того, как ученые научились искусственно воспроизводить их в своих опытах на нервнобольных и даже на вполне здоровых испытуемых, пользуясь методами гипноза и внушения.
         В истории гипнотизма можно различить три периода. Первый уходит в седую древность. Без сомнения, гипнотический сон уже был известен жрецам Египта и Греции. Об этом свидетельствует, например, так называемый "папирус гностиков" (II в. н. э.), в котором дается описание приемов гипнотизирования, применяющихся еще и поныне. Жрецы пользовались гипнозом с религиозными целями. Обычно они задавали те или иные вопросы какому-нибудь юному служителю храма, предварительно погруженному в гипнотический сон, и его ответы истолковывали как указания богов, как пророчество. В Древней Греции гипноз применялся уже и с лечебными целями. На это указывают дошедшие до наших дней данные о жизни и деятельности известного врача древности Асклепиада.

Приведение в гипнотическое состояние в греческом храме


         В средние века скудные сведения древних народов о гипнотическом сне были утрачены, приемы гипнотизирования забыты. И только в эпоху Возрождения наука вновь обратилась к явлениям гипнотизма, причем сперва в опытах на животных. Так, в первой половине XVII в. появились в печати сообщения немецких ученых Швентера и Кирхера о "заколдованном состоянии курицы", иначе - "чудесном эксперименте". Суть дела заключается в том, что достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно придавить ее голову к полу и оставить ее на некоторое время в таком положении, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, расслабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывести лишь резким толчком или громким звуком.

"Чудесный эксперимент" Афанасия Кирхера (со старинной гравюры)

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100