«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%

Финикийские амулеты


         Финикийская цивилизация, читаем мы в учебниках по истории, возникла задолго до переселения древних евреев, когда группа семитских племен основала на средиземноморском побережье ряд городов - Тир, Сидон, Триполи, Библ, - в которых правили олигархия или царь. В период расцвета Тира и других городов Финикия расширила свои владения за счет части Сирии, от реки Нахр-эль-Кебир (Элевтер) на севере до горы Кармель на юге.
         По утверждению одного из крупнейших современных специалистов по истории Египта и Месопотамии Э.А. Уоллиса Баджа, у финикийцев не было своей литературы. В отличие от большинства семитских народов они любили море и для строительства кораблей использовали свои богатые леса. Работали финикийцы необычайно изысканно, и их изделия продавались по всему Древнему миру: на рынках Европы, Азии, Африки и Индии. В Вавилоне они научились искусству окраски тканей, в Египте - стеклодувному ремеслу. У них была очень точная система весов. Мало известно о религиозных верованиях финикийцев, хотя имена их богов указывают на вавилонское, египетское и греческое влияние.
         Что касается их ритуальной практики, то в трудные времена они приносили в жертву своих первенцев, убивали военнопленных на алтарях богов, а женщины-финикийки лишались девственности в святилищах Астарты. В целях личного магического охранения финикийцы, по-видимому, заимствовали из Вавилона и Ассирии определенного типа амулеты. В Британском музее хранится коллекция цилиндрических печатей финикийского происхождения. Некоторые из этих древних находок, представленные в книге Уоллиса Баджа "Амулеты и суеверия", могут быть отнесены примерно к IV веку до н.э. На пяти цилиндрических печатях изображены крылатые диски, часто еще с какими-то дополнительными деталями. Фигуры, называемые в археологической литературе "божественными существами", в четырех случаях показываются из этих дисков. На каждой печати видны также человеческие фигуры в ритуальных одеяниях, совершающие некий обряд,
         На первой цилиндрической печати изображено главное действующее лицо. Оно держит в каждой руке переднюю лапу двух крылатых зверей. Один из этих зверей с рогами и хвостом. Над человеком располагается крылатый диск, из которого появляется бог. ("Ахурамазда или какой-то другой ассирийский бог", - уточняет Уоллис Бадж).
         Согласно интерпретации второго амулета, на нем изображены человеко-скорпионы и фаллическая символика. Два странных существа явно мужского пола держат над священным деревом крылатый диск. Справа стоит жрец, а еще один человек несет какое-то жертвенное животное. Здесь снова видны две божественные фигуры, показывающиеся из диска.
         На третьем амулете две большие крылатые фигуры, традиционно интерпретируемые как "жрецы, облаченные в крылатые одежды", стоят по обе стороны огромного диска с выпущенными опорами. Прямо под диском символ молнии, перед которым стоит человек, видимо поклоняясь ему. Над диском находится еще какой-то неразличимый предмет.
         На четвертом амулете сфинкс и коза стоят по обе стороны священного дерева, над которым парит крылатый диск. Два человека совершают обряд, имеющий отношение к этой сцене.
         На последнем амулете два необычных низкорослых персонажа (специалисты называют их "мужчины-скорпионы", несмотря на хорошо заметные на этой печати женские груди) поддерживают "крылатый диск, из которого выступают головы трех божественных существ". Два человека поклоняются диску, парящему над сводом, а слева расположена странная фигура, интерпретируемая как "бог, у которого в каждой руке газель или коза".
         Эта коллекция древних находок рождает несколько серьезных вопросов. Традиционное утверждение, будто крылатый диск - это просто примитивное изображение солнца или души, оставляет желать лучшего. Насколько сочетаются с крылатым диском (распространенным в античности религиозным символом) изображения существ в его верхней части? В каком контексте следует понимать такие изображения? Если диск интерпретировать как мифологический символ, связанный с космосом (факт, подтверждаемый изобилием астрономических деталей на печатях: звезды, лунный серп в разных видах), должны ли мы заключить, что изображение диска с выпущенными опорами предназначено для сохранения памяти о наблюдении летательного аппарата, способного приземляться?
         Это предположение не позволяет ответить на все наши вопросы, но открывает новые перспективы в изучении древней символики. Любопытно, что наиболее приемлемым объяснением для зигзагообразного символа на некоторых из амулетов является "молния". Но почему молния должна ассоциироваться с крылатым диском и почему трое людей в ритуальных облачениях должны поклоняться ему? Сцена скорее свидетельствует о действии, совершаемом по некоторому плану с определенной целью, чем о случайном наблюдении какого-то вполне естественного явления. Она наводит на мысль о контакте с летательным аппаратом.
         Тех, кто изучает случаи близких контактов, приводят в восхищение сцены, в которых парящие диски уносят животных. В одном случае мы видим, как божество держит в каждой руке по зверю - сцена, напоминающая рассказы о похищении животных обитателями НЛО. Три цилиндрические печати демонстрируют приблизительно одно и то же: диск над изображением чего-то стоящего на земле, поклоняющийся человек и некто, несущий к центру сцены рогатое животное.
         Сами существа можно разделить на следующие категории:
         1. Человеческие существа. Ассириологи называют их молящимися, жрецами, царями и т.д. Иногда они облачены в крылатые одежды.
         2. Боги. Изображены иногда показывающимися из дисков в замысловатых головных уборах, иногда идущими около диска, как на одном амулете, где у существа на каждой стороне головы как будто заплетены по три длинные косы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100