«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 77%

Юрьев день Ирины Денежкиной


         В Петербурге судятся два издательства - "Лимбус Пресс" и "Издательский дом "Нева"". Предмет тяжбы - книга Ирины Денежкиной "Герои моего времени", выпущенная "Невой", как утверждают в "Лимбусе", контрафактно. По исковому заявлению "Лимбуса" тираж вышедшей ранней весной книги был арестован, затем, однако же, арест сняли ещё до рассмотрения дела в суде по факту - и сейчас "Герои моего времени" находятся в свободной продаже. В конце мая "Лимбус" проиграл дело в первой инстанции и подал на апелляцию, а "Нева" меж тем анонсировала выход ещё трёх (!) книг Денежкиной в ближайшее время.
         Юридическая сторона вопроса дискуссионна, и мнения экспертов, привлечённых издательствами - из Пушкинского Дома и с филологического факультета СПбГУ соответственно, - разошлись. Наибольший интерес вызывает этическая проблема, вернее, целый круг этических проблем, в который в данном случае, имеющем безусловно прецедентный характер, оказались вовлечены автор, издатели и литературные агенты. Особенно любопытна роль последних - тем более что институт литагентов у нас только складывается.
         Звезда двадцатилетней (на тот момент) екатеринбургской студентки Ирины Денежкиной зажглась ровно три года назад. Сборник её рассказов "Дай мне!" вышел в "Лимбусе" к финальному туру литературной премии "Национальный бестселлер", на которую рассказы Денежкиной были выдвинуты в рукописи петербургским критиком Станиславом Зельвенским, а затем сенсационно вошли в шорт-лист. Но ещё более сенсационная и вместе с тем скандальная ситуация сложилась в финале: на фоне ожидаемой (а затем и фактически состоявшейся) победы Александра Проханова с нашумевшим романом "Господин Гексоген" - а сама эта победа заранее вызвала бурное негодование "либеральной общественности" - и ещё четырёх титулованных финалистов юная екатеринбурженка не стушевалась; голоса членов жюри разделились поровну, и лишь мнение почётного председателя жюри (получающего право голоса лишь в таком случае) петербургского банкира Владимира Когана склонило чашу весов в сторону главного редактора газеты "Завтра".
         Что, понятно, вызвало новый взрыв негодования. Саму же ситуацию, сложившуюся в финале, описывали - с оглядкой на возраст и эффектные внешние данные Денежкиной - в терминах противостояния "красавицы" и "чудовища". "Чудовище" взяло верх, но моральной победительницей была признана "красавица". И даже благородный жест Проханова, отдавшего денежную часть премии находящемуся в заключении писателю Эдуарду Лимонову, стал куда меньшим информационным поводом, чем само противостояние. Ирина Денежкина - и, разумеется, её книга - автоматически попали в фокус общественного внимания; причём, в силу обстоятельств, исключительно благосклонного. Ирина, в полном соответствии с девизом премии, "проснулась знаменитой" - и дальше её принялись раскручивать в автоматическом режиме.
         Так обстояло дело на внутреннем рынке. Но прорывом на внешний (а сборник "Дай мне!" к настоящему времени издан в десятках стран, причём в некоторых из них - например, в Италии - тиражом, вполне сопоставимым с недурными отечественными продажами) Денежкина обязана исключительно "Лимбусу", а вернее - существующему при издательстве литературному агентству, одному из, если не самому успешному в России. Агентство "продвинуло" Денежкину в ведущие зарубежные издательства, организовало ей бесчисленные зарубежные гастроли, оплатило (на равных с самой Денежкиной) длительную учёбу в Англии. Рассказы Денежкиной естественно влились в один из главных потоков всемирного литературного мэйнстрима - прозу двадцатилетних, - а сама писательница стала символом отчасти как раз этого направления, отчасти - шутка сказать! - литературной России. Теперь этот успех требовалось закрепить - романом или, как минимум, сборником новых рассказов. Но роман не складывался, рассказы не писались, а мучительно выдавливались, и набралось их за три года всего несколько штук. В "Лимбусе", с которым Денежкина заключила авансовый договор на следующую книгу, с нарастающим нетерпением ждали рукопись. Но не дождались. Следующая книга Денежкиной вышла в "Издательском доме "Нева"".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100