«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 75%

Фантаст родился


         Серия взрывов потрясёт Москву в октябре 2005-го, а уже 7 ноября белокаменная сгинет окончательно и безвозвратно. Поэтому вручение Букеровской премии (декабрь) не состоится вовсе, а оглашение шорт-листа придётся как раз на первую декаду светопреставления. Так что, куда ни кинь, эсхатологическому роману Дмитрия Быкова "Эвакуатор" ничего не светит.
         Двое разнополых сотрудников столичного еженедельника заводят служебный роман, в котором, наряду с вялыми соитиями, существенное место отводится бурному трёпу в виде главным образом ролевых игр. Одна из которых - своего рода космическая одиссея - мало-помалу вытесняет все прочие. Я инопланетянин, говорит мужчина, всё здесь вот-вот провалится в тартарары, но вот тебя я спасу. Я возьму тебя с собой в наш мир. Прокачу с ветерком на звездолёте. И дочь твою прокачу, и мужа, и мать, а бабушку пусть Жучка катает. Женщина и верит, и не верит, и то и дело обмирает в неземных по форме и по факту объятьях. А Россию меж тем рвёт Москвою, и мир - Россией, и нашу Солнечную систему - старушкой Землёй. Но и на Альфе Центавра дело обстоит ничуть не лучше... Авторский проект "Дмитрий Быков" в своей амбициозности, разносторонности и неиссякаемости сходен с акунинским. Обоим модным сочинителям приспичило переписать заново всю великую русскую литературу. Не пересказать своими словами (своих, по-настоящему оригинальных, слов ни у того, ни у другого нет), а именно по-борхесовски (Пьер Менар - автор "Дон Кихота"!) переписать слово в слово. Заменив пресловутую духовность филистерскими рассуждениями и филигранным меркантильным расчётом (Акунин) или, по большому счёту, бескорыстно, но с тем большей ненасытностью залюбовавшись собственным исполнительским мастерством (Быков). У Акунина получаются мутанты, у Быкова - клоны, и Владимир Сорокин отдыхает.
         В романе "Эвакуатор" Быков клонирует и контаминирует знаменитые, но не лучшие образцы отечественной словесности: "Невозвращенца", "Мастера и Маргариту", "Доктора Живаго" (в книгу демонстративно включены "Стихи вокруг романа") и братьев Стругацких с поправкой на обруганного прямо в тексте автора "Б. Вавилонской" Митрофанушку Веллера. Особенно губительны, разумеется, уроки, взятые у жидов города Питера: национально-пропорциональное представительство положительных персонажей, допущенных в космический ковчег; замешенное на дурных каламбурах хохмачество (секс бывает банальным или анальным); высокопарно-бездарные разговоры о смысле жизни и о самопожертвовании вперемешку с милыми пустячками, вроде провинциальной бабуси, со вкусом цитирующей Василия Васильевича Розанова, или звездолёта в форме садовой лейки. На "фантастических" страницах (а их большинство) роман проваливается в такую бездну, что кажется, будто его сочинил не автор талантливого "Оправдания" и кондиционной "Орфографии", да и вполне качественной, хоть и вторичной лирики, а какой-нибудь непоправимо бессмысленный "турбореалист", с ног до головы увешанный погремушками от престарелого Дона Натановича Руматы.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100