«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%

Мания мессианства


         Переключая ночные каналы, то и дело натыкаюсь на университетского однокашника. Отчаянно жестикулируя и вдохновенно гримасничая, он несёт одержимым бессонницей какую-то ахинею.
         Поначалу я думал, что передача юмористическая, а мой приятель кого-то из осатаневших в прайм-тайм сатириков (если не всех сразу) пародирует, чтобы не сказать высмеивает. Но пару раз прислушался.
         Нет, написавший в молодости несколько превосходных рассказов и местами забавные "Легенды Невского проспекта" Михаил Веллер серьёзен, предельно серьёзен. Потому-то так и кривляется, что очень, ну просто очень волнуется. Он ведь учит людей. Учит главному. Он проповедует.
         Проповедует в основном банальщину - лошади едят овёс, Волга впадает в Каспийское море, чай надо пить горячим, а водку - холодной, - но с таким пылом, что абракадаброй звучат в его плюющихся устах даже эти прописные истины.
         Стульев не ломает (бережёт, должно быть, студийное имущество), но Александра Македонского великим человеком титулует постоянно. И что солнце русской поэзии закатилось, истерически выкликает тоже. И что дважды два четыре, обещает в следующей передаче окончательно доказать.
         И, наткнувшись после Веллера на соседнем канале (а подчас и на том же) на жуликовато-бесноватого пожилого левантийца, именующего себя Министром Любви России, поневоле принимаешь его за неглупого или, самое меньшее, вменяемого собеседника.
         Правда, этот морок через минуту-другую рассеивается: один учит жизни правильной, другой - половой; обоим следовало бы основательно почистить фонтан, разумеется предварительно заткнув. Но не могут.
         Проповедовать можно разное (строго говоря, что угодно), но заканчивается это всегда одинаково: благодарные слушатели миссионера съедают. Не потому, что вкусный, а исключительно ради того, чтобы он наконец замолчал. В древней Иудее каннибализм не практиковался, и пророков там просто побивали камнями.
         Побивали - в смысле забивали насмерть. Да и как иначе? Вот приходит, допустим, Иеремия в город Энск. Дерьмо, говорит, городишко, и люди дерьмо, одно хорошо: скоро вам всем кабздец. Приходит в другой город - и говорит то же самое. В третий - та же история. В четвёртый, в пятый, в шестой... Пока не побьют камнями. Не просто побьют (бьют-то его в каждом), а типа забьют насмерть. Иеремия, впрочем, обижался на Господа: хочу, мол, льстить людям, а Ты заставляешь меня говорить им сплошные гадости. Но Иеремия - исключение из общего библейского правила.
         Сегодня проповедуют в основном хорошее: пей чай горячим, держи болт стоячим - и будешь счастлив. Не надо никого догонять - ни Америку, ни Португалию, - нам и так хорошо - заповедал недавно Егор Гайдар. Вот только бы с евреями разобраться или лучше сразу разъехаться - согласился с ним Солженицын. И с Путиным - поддакнул из Лондона Березовский... Важно, что всё это подаётся не как частные мнения частных людей, но именно и только как проповедь - с маниакальной жестикуляцией по Михаилу Веллеру и виртуальной эякуляцией по Льву Щеглову. Как последняя истина в высшей инстанции. Как самая последняя в наивысшей.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100