«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%


         За десять лет до этого, будучи юным студентом юридического факультета, Никсон присутствовал на выступлении одного из помощников Гувера, завлекавшего студентов на работу в ФБР, и подал заявление. Его кандидатуру сначала одобрили, а затем отвергли, потому что посчитали, что ему не хватает "агрессивности". Вскоре конгрессмен и шеф ФБР встретились и решили общими усилиями "утопить" сотрудника госдепартамента Алджера Хисса. Это стало первым шагом Никсона на пути в Белый дом.
         Гувер неожиданно стал человеком года. Его лицо на фоне звездно-полосатого флага красовалось на обложке "Ньюсуика", поучая страну бороться с коммунизмом. Его воспринимали серьезно, ну а сам он относился к себе с еще большей серьезностью.
         В разгар препирательств с президентом Трумэном Гувер узнал, что "Любовь к трем апельсинам", музыкальное сопровождение к двум фильмам и радиопостановке о ФБР было написано советским композитором Сергеем Прокофьевым:
         "Неужели мы не можем использовать музыку кого-то другого, а не известного коммуниста, - гласила резолюция Гувера на меморандуме. - Пожалуйста, примите меры, и побыстрее".
         Помощники подобострастно бросились на полном серьезе проверять биографию Прокофьева и проводить совещания на высоком уровне. Не было даже ни малейшего признака того, что хоть кто-нибудь осознал, насколько смехотворно все это было.
         В национальном масштабе чистка началась в Голливуде, когда Комитет по расследованию антиамериканской деятельности начал атаку на киноиндустрию. Гувер, который считал, что Голливуд "сильно пропах затхлым запахом коммунизма", с самого начала играл в этом ведущую роль, тайно, конечно.
         - Я хочу оказать комитету всю помощь, какую только можно, - заявил он своим помощникам за несколько месяцев до начала слушаний.
         Начальник Лос-Анджелесского отделения ФБР Ричард Худ передал в Бюро информацию из досье на подозреваемых кинематографистов. Бригаду следователей комитета возглавлял Аллен Смит, ветеран ФБР, тесно связанный с Гувером. В этой бригаде было немало и других бывших агентов.
         Слушания превратились в настоящий цирк, переполненный хихикающими женщинами, которые поддерживали "дружественных свидетелей", таких, как Гэри Купер, Роберт Тейлор и Уолт Дисней. Последний показал, что коммунисты, заполонившие все голливудские студии, пытались использовать Микки Мауса для ведения коммунистической пропаганды. Из биографии, изданной в 1993 году, стало известно, что Дисней тайно снабжал ФБР сведениями о политической деятельности в Голливуде.
         Особое впечатление произвела бывшая подружка Гувера Лела Роджерс. По ее мнению, фильм "Никто, кроме одинокого сердца" режиссера Клиффорда Одетса вызовет самые серьезные подозрения, поскольку в нем есть сцена, в которой сын говорит матери: "Ты не будешь работать здесь и выжимать гроши из людей, которые еще беднее нас". Комитет пришел к выводу, что Роджерс является "одним из выдающихся экспертов по коммунизму в США".
         "Недружественные свидетели" и.те, кто выступал против слушателей, например Джон Хастон, Кэтрин Хепберн, Лорен Бэколл и Хэмфри Богарт, подверглись остракизму. "Голливудскую десятку", группу актеров, которые из принципа отказались говорить, состояли они когда-либо в компартии или нет, приговорили к тюремному заключению. Выйдя на свободу, они обнаружили, что не могут продолжать кинокарьеру, поскольку, в угоду комитету, кинобоссы Голливуда внесли их в "черный список".

Э.Гувер на заседании подкомитета Сената в 1953 г.


         Давление Комитета по расследованию антиамериканской деятельности на Голливуд продолжалось вплоть до 1953 года. На его заседаниях Гувер иногда исполнял роль суфлера, выдававшего фальшивые подсказки. Актер Стерлинг Хейден испытывал это на себе. Хейден в течение непродолжительного времени был членом компартии. Беспокоясь за свое прошлое, он через своего адвоката обратился к Гуверу. Тот посоветовал отразить этот факт в анкете и обещал помочь, если у Хейдена вдруг возникнут какие-то неприятности. Актер в официальной беседе с агентами ФБР признался в ошибке, которую совершил в прошлом.
         Гувер сделал все наоборот. Вместо того чтобы защитить Хейдена, он направил его признание в Комитет по антиамериканской деятельности. Актера вызвали туда для дачи показаний, и он, не помня себя от страха, назвал фамилии многих друзей и коллег, которые ранее также состояли в компартии. Потом он всю жизнь раскаивался в том, что сыграл роль осведомителя ФБР.
         В досье ФБР под номером 100-382196 содержатся данные на голливудского актера, исполнявшего второстепенные роли: рост шесть футов и один дюйм, вес сто семьдесят пять фунтов, глаза голубые, шатен, имя: Рональд Рейган. Будущий президент, уделявший профсоюзной работе не меньше времени, чем актерской игре, был членом Гражданского комитета искусств, наук и профессий. ФБР рассматривало эту организацию как коммунистическую. Брат Рональда Нил был осведомителем ФБР и доносил в Бюро о заседаниях этой организации. Он предупредил Рональда об опасности и посоветовал ему выйти из состава комитета. Вместо этого Рональд сам начал "стучать" в ФБР.
         Вскоре он уже добровольно звонил своему брату ночью из телефона-автомата на бульваре Сансет и докладывал о последних заседаниях комитета. Агенты ФБР часто навещали Рональда, ставшего секретным информатором под кодовым номером Т-10, на дому под покровом темноты ночи, и тот рассказывал им о "кликах" в Гильдии киноактеров, которые "следовали линии коммунистической партии". Он сообщал фамилии актеров и актрис, вызывавших у ФБР подозрение, и по личному предложению Гувера повторял все это на закрытом заседании Комитета по антиамериканской деятельности.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100