«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 67%


     "Гёбену" тогда повезло - русский флот не использовал своих возможностей для отражения удара и уничтожения агрессора. Но пиратствовать безнаказанно у немцев тоже не получилось. Символично: войти в Севастополь у "Гёбена" получилось только после того, как наше государство пережило Февраль и Октябрь и погибало в огне гражданской войны. После оккупации немцами Крыма летом 1918 года он с 7 по 14 июня 1918 года после почти пятилетнего перерыва здесь прошёл докование. {Бережных О. А. "Гёбен" // http://keu-ocr.narod.ru/Goeben}
     Показательна и судьба английских флотоводцев, "упустивших" "Гёбен" и "Бреслау". За свои действия при преследовании "Гёбена" и "Бреслау" Эрнест Траубридж в ноябре 1914 года был отдан под трибунал, но оправдан. Трибунал принял во внимание полученный им приказ не вступать в бой с превосходящими силами противника. То, что немцы таких сил не имели, трибунал "не заметил". Впоследствии Траубридж командовал силами британского флота у Дарданелл. Адмирал Арчибальд Милн, осуществлявший общее руководство, был отозван и отстранён от командования. Несмотря на постоянные заявления, что против него выдвинуты обвинения и его вот-вот будут судить, он спокойно ушёл в отставку по собственному желанию в 1919 году.
     Но вернёмся к нашему флоту. Главной целью русского Черноморского флота во время Первой мировой войны были установление господства на Чёрном море, а также прикрытие фланга Кавказской армии. Помимо этого он осуществлял переброску припасов и войск морем. Первоначально русское командование планировало операцию по захвату пролива Босфор. Однако тактика немецкого адмирала Сушона полностью изменила стратегические планы командования. Дело в том, что "Гёбен", "Бреслау" и другие вышедшие в Чёрное море корабли противника наносили точечные удары по нашим городам и тут же уплывали, не дожидаясь подхода сил русского флота. Нужно было менять тактику, а для этого была необходима новая личность во главе флота.
     Летом 1916 года на смену А. А. Эбергарду на должность командующего Черноморским флотом был назначен вице-адмирал А. В. Колчак, ставший в годы гражданской войны Верховным правителем России и одним из предводителей Белого движения. Следует отметить, что данная перестановка произошла не из-за каких-то ошибок Эбергарда. Напротив, он действовал уверенно и своей железной волей ковал путь к русской победе и превосходству на Чёрном море. Но энергии не хватало - её и должен был внести достаточно молодой и популярный адмирал Колчак, который ко всему прочему считался специалистом в области минирования.
     Колчак полностью оправдал возложенные на него надежды. Путём минирования турецких угольных месторождений в местечке Зунгулдак ему удалось приковать турецкий флот к стоянкам. Последующее минирование непосредственных подступов к турецкой столице окончательно отдало инициативу в руки русского флота. Кроме того, в строй были введены новейшие линкоры-дредноуты "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина Великая". Объединённые в бригады с другими судами, они могли успешно соперничать с "Гёбеном" и "Бреслау". Дредноут "Императрица Мария" и крейсер "Кагул" составляли первую группу, дредноут "Императрица Екатерина Великая" и крейсер "Память Меркурия" - вторую. Наконец, броненосцы "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон" - третью. Теперь уже русская эскадра стала периодически обстреливать турецкий Босфор, получив полное превосходство на море. В помощь бригадам действовали миноносцы, расставляя минные заграждения, а также подводные силы и морская авиация, о которой стоит сказать отдельно.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100