«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%


         191. год должен был стать годом нашего наступления. Но революции этого года направили события совсем в другое русло. Общее разложение вооружённых сил в большой степени коснулось и флотского организма. Дисциплина и боеспособность судов теперь оставляли желать много лучшего. За время правления Керенского и компании матросы превратились из боевой силы в толпу люмпенов, ни за что не желающих рисковать своей шкурой в настоящем бою. Героической гибели они предпочитали расправы над собственными офицерами. Процесс разложения зашёл так далеко, что в октябре 1917, в момент захвата немцами Моонзундских островов, экипажи просто боялись выходить в море. Так, команда заградителя "Припять" отказалась заминировать пролив Соэлозунд. Судовой комитет не дал своего одобрения на эту операцию, так как мины пришлось бы ставить в пределах дальности действия корабельной артиллерии противника, а это "слишком опасно". Другие революционные суда просто позорно бежали от противника либо отказывались покидать стоянку под забавным предлогом, что "там стреляют".
         И всё же русский флот огрызался: в результате захвата Моонзундских островов немцы потеряли эсминцы S-64, Т-54, Т-56 и Т-66, патрульные суда "Альтаир", "Дельфин", "Гутейль", "Глюкштадт" и тральщик М-31. Русский флот потерял броненосец "Слава" и эсминец "Гром". Снова мы видим интересную картину: даже в период бурного разложения дисциплины и резкого упадка боеспособности русский флот наносил противнику ощутимые потери.
         Затем эстафету разложения русского флота у Временного правительства подхватили большевики. 29 января 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет о роспуске царского флота и организации флота социалистического. Строительство "нового" Ленин совершенно справедливо начинал с полного разрушения "старого". Но если в сухопутной армии это означало всеобщую демобилизацию, то на флоте основным следствием ленинского решения стало массовое увольнение с кораблей кадровых офицеров, как силы заведомо контрреволюционной. А на корабле роль офицера несравнимо важнее. Если сухопутная армия, доведённая большевистской пропагандой до ручки, подменялась новыми отрядами Красной гвардии и худо-бедно могла попытаться удержать фронт, то на море ситуация была на порядок хуже. Флот, лишённый офицеров, совершенно не мог воевать, а заменить его другим, "красным" флотом было невозможно. Дело даже не в том, что орущей матроснёй более некому было командовать, просто для стрельбы из орудий сверхмощного дредноута требуется знание множества сложных дисциплин. На глазок на расстояние десятков километров не стреляют. Ушли специалисты - корабли превратились просто в плавучие казармы и перестали быть боевыми единицами. Офицеры массами увольнялись. Списав их на берег, большевики сразу вывели Балтийский флот из игры и приковали его к пирсам портов. И именно в этот момент начали происходить с Балтийским флотом "странные" вещи. Ленин и Троцкий отдали приказ... Балтийский флот уничтожить!
         Произошло это следующим образом. Очередным этапом трагедии русского флота стало подписание Брестского мира. Статья No 5 кабального договора гласила следующее: "Россия незамедлительно обязуется произвести полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь образованные её теперешним правительством. Кроме того, свои военные суда Россия либо переведёт в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит. Военные суда государств, пребывающих и далее в состоянии войны с державами четверного союза, поскольку эти суда находятся в сфере власти России, приравниваются к русским военным судам..." [166]

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100