«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 28%


         "Фран-Тирёр", левоцентристское ежедневное издание, ставило под сомнение право Лифара выступать борцом за интересы Франции, "поскольку он не был для этого достаточно компетентным. Служение искусству нельзя противопоставлять служению целям свободы и поддержания человеческого достоинства, в частности во времена, когда эти цели притесняют (как в период немецкой оккупации, не отбивший у Лифара охоту к бальным танцам)". Это впечатляет. Далее в статье говорилось: "Позвольте нам забыть о политике и пропаганде. Эта мрачная мистификация, направленная на то, чтобы поставить лучшие умы в сфере науки и искусства на службу государства или какого-либо босса, чужда свободному миру, дающему возможность правильно развиваться... Крылья свободы ещё не обрезаны" {Franc-Tireur. Там же}.
         "Фран-Тирёр", по всей видимости, выздоровела от "едва прикрытого антиамериканизма", которым страдала ещё несколько лет назад, и с чистым сердцем поддержала фестиваль. Редактором издания был Жорж Альтман, член правления Конгресса. Журнал "Литературный Фигаро" (Figaro Litteraire) также проявил свою благосклонность. В своих статьях он называл фестиваль "блестящим доказательством непредубеждённого служения искусству". Это также не вызывало удивления, учитывая тот факт, что редактором издания был Морис Ноэль (Maurice Noel), друг Раймонда Арона, который, в свою очередь, представил его Конгрессу. Основная газета - "Ле Фигаро" (Le Figaro) была тесно связана с Конгрессом благодаря Бриссону (Brisson), главному редактору, который прошёл "первоклассную подготовку" у Набокова во время многочисленных ланчей.
         Со стороны коммунистической прессы Конгресс был подвергнут жёсткой критике. В частности, фестиваль подвергся нападкам "Юманите" (LHumanite) в связи с низменными целями, предполагавшими "содействие идеологической оккупации нашей страны Соединёнными Штатами, чтобы пропитать мозги наших граждан призывами к войне и фашистскими идеями, направленными на вовлечение французских интеллектуалов в "армии культуры" и усиление европейской армии... Культурные обмены станут для американцев средством... расширения возможностей для внедрения, шпионажа и реализации пропагандистских программ, разработанных Бэрнхамом и утверждённых Американским конгрессом посредством так называемых "обеспечительных кредитов"... Известное заявление г-на Генри Люса о том, что "XX век должен в большей степени стать американским", даёт нам настоящее представление о цели мероприятия "Фестиваль XX века" {L'Humanite. Там же}. Сегодня Соединенные Штаты играют ту же роль, что и Рим в отношениях с Грецией. Как написано в одной из статей, опубликованных в газете "Комбат", "новые "адрианцы" уже не являются императорами (и даже президентами): они просто банкиры или производители автомобилей".
         Диана Джоссельсон вспоминала Париж этого периода как преисполненный антиамериканизма и пропитанный идеей "Янки, уходите домой!".
         В соответствии с общепринятым мнением американцы были ужасны, хотя люди, которые встречались в повседневной жизни, явно не выглядели таковыми. Большинство американцев раздражала это несправедливость в ответ на их широту души. "Если бы я мог себе это позволить, я бы был весьма раздражён европейцами, - признался Ч.Д. Джексон. - Как могут европейцы позволить себе говорить: "Американцы, уходите домой!", когда они тут же заявляют, что если даже одна американская дивизия покинет европейскую землю, это может привести к концу света. Мне это кажется просто глупым и не соответствующим хвалёному логическому складу ума европейцев" {С.D. Jackson to Klaus Dohrn. 16 August 1956 (CDJ/DDE)}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100