«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 59%


         Потом начались "разборки" между Горбачевым и Ельциным, известно к чему приведшие, и никому не было дел до таких вопросов, как космонавтика. Финансирование катастрофически сокращалось, оборонный комплекс разваливался на глазах, предприятия тасовали, как колоду: часть попала в новое Министерство оборонной промышленности, часть - в Российское космическое агентство. Потом МОП разогнали и часть предприятий передали в Министерство экономики, часть бросили на произвол судьбы. Начался период срочной приватизации, без четкого понимания, к чему это может привести в оборонной промышленности. Наше предприятие по указу президента Ельцина тоже было приватизировано в 1994 году. С тех пор мы хорошо ощущаем, что такое "равенство предприятий всех форм собственности", особенно, когда распределяются средства или открывается новый заказ на работу, где нам каждый раз напоминают, что мы не государственное предприятие, хотя контрольный пакет акций принадлежит ему.
         Но вернемся к "Миру". Достраивалась станция в период бурного "строительства капитализма". После подписания соглашения с США по совместным программам "Мир-Шаттл" и "Mиp-NASA" два модуля "Спектр" и "Природа" за американские деньги были доработаны: на них было установлено американское оборудование для проведения научных исследований и экспериментов, а стыковочный отсек (последний элемент станции) был выведен и пристыкован к станции кораблем "Шаттл".
         Строительство станции завершилось в 1996 году. Два года еще продолжалась программа "Мир-Шаттл" (первая фаза работ по МКС). Всего было осуществлено девять стыковок корабля "Шаттл" к комплексу "Мир". В 1998 году, когда финансирование по американскому контракту заканчивалось, правительство Кириенко приняло решение о прекращении финансирования работ по станции "Мир" и завершении полета в середине 1999 года. Неоднократные обращения Генерального конструктора Юрия Павловича Семенова и Совета главных конструкторов к президенту Российской Федерации Ельцину и в правительство о катастрофическом состоянии дел с финансированием работ по станциям "Мир" и МКС не находили должной поддержки. Обращение к президенту Ельцину известных политических деятелей Ю. Лужкова, А. Тяжлова, В. Яковлева и К. Титова, поддержанное Советом Федерации, и обращение Совета Главных конструкторов на имя председателя правительства РФ Кириенко возымели свое действие. Заместитель председателя правительства РФ Немцов провел два совещания и поручил изыскать дополнительные источники внебюджетного финансирования, и разрешил привлекать кредиты коммерческих банков для выполнения работ по проектам "Мир" и МКС, чтобы цивилизованно затопить станцию "Мир" в июне 1999 года.
         Правительство Примакова в январе 1999 г. приняло постановление "О продолжении работ с многоцелевым комплексом "Мир" в 1999-2002 гг.". При этом финансирование работ, начиная со второй половины 1999 года, предлагалось осуществлять за счет привлекаемых внебюджетных средств. Для этого РКК "Энергия" предоставлялось исключительное право распоряжаться ресурсами комплекса "Мир". Начался сложнейший этап в судьбе "Мира". Корпорация начала активный поиск потенциальных инвесторов. Пресса подробно освещала этот период, и я не буду повторяться, так как это займет много времени. Созданная специально для поиска средств на продолжение полета станции компания "Мир CORP" обеспечила финансирование работ со второй половины 1999 года и до середины 2000 года. Постановление правительства РФ "О завершении работы орбитального пилотируемого комплекса "Мир" было подписано председателем правительства РФ Касьяновым 30 декабря 2000 г. 23 марта 2001 г. станция "Мир" была сведена с орбиты и затоплена в акватории Тихого океана. Так завершилась многострадальная эпопея создания и пятнадцатилетней эксплуатации станции "Мир" - величайшего творения Человечества конца ХХ века. Прошло полтора года, как станции не стало, но долги государства за работы, выполненные в 1997-1998 годах в объеме 285 млн. руб., до сих пор не погашены.
         Вот вам и отношение государства к космонавтике.


         В.Р. Скажите, а когда все же государство изменило свое отношение к космонавтике?


         Н.З. С 1989 года началось постепенное уменьшение объемов финансирования, а с 1992 года и по настоящее время планируется и выделяется примерно одна треть от необходимого. Да, наверное, другого ожидать трудно. Сколько кредитов Горбачев с Ельциным набрали? Во сколько раз сократился в России ВВП в расчете на душу населения? Примерно во столько же раз. Для того, чтобы в стране развивалась промышленность, во главе государства должен стоять технократ, а не секретарь ЦК КПСС по сельскому хозяйству.


         В.Р. Какое же будущее у нашей космонавтики? Космический туризм?


         Н.З. Пилотируемая космонавтика в любом государстве поддерживается и финансируется государством и существовать без этого не может. Потом, пилотируемый космос - это всегда вопрос не только экономический, но и политический, а это всегда прерогатива государства, так как пилотируемая космонавтика, как никакая другая область деятельности государства, говорит об уровне научно-технического потенциала страны. Опыт "Мира" показал, что, имея три причала, к которым могли быть пристыкованы одновременно три корабля, имея на борту 12 тонн научного оборудования, проводя, как минимум, по 2 международные экспедиции на коммерческой основе ежегодно, мы не смогли сохранить "Мир". Это подтверждает и начавшаяся эксплуатация Международной космической станции.
         Кстати, ее ждет такая же плачевная судьба, как систему "Энергия-Буран" и ОС "Мир". Взяв на себя международные обязательства, правительство не очень-то спешит их выполнять. Запустив три модуля из восьми - "Зарю", "Звезду" и "Пирс" - мы практически остановили развитие Российского сегмента МКС, а на транспортно-техническое обеспечение выделяется средств меньше половины от необходимого. На 2003 год нашей Корпорации выделяется 1, 3 млрд. рублей из необходимых 4, 2 млрд. рублей, то есть нам выделяется столько, сколько мы сделали продукции в 2002 году на взятые кредиты, а на работы 2003 года и заделы под программу 2004 года средств нет. Значит, чтобы нам продолжить ее реализацию, надо возить туристов. Если продать все четыре "свободных" кресла при двух полетах корабля "Союз" в год, можно погасить только половину дефицита необходимых средств, а где брать остальные? Получается парадоксальная ситуация: Корпорация должна кредитовать государство для выполнения им же взятых обязательств. При этом мы должны платить налоги государству, которое не отдает свои долги и проценты коммерческим банкам. Попытки в прошлом году взять льготный государственный кредит для выполнения обязательств России к успеху не привели. Министерство финансов отказало нам в кредите. Сегодня кредитов коммерческие банки нам больше не дают, погашать взятые - нечем, так как государство через Росавиакосмос будет отдавать средства за произведенную продукцию в течение всего следующего года, а что делать сейчас - не ясно. Многочисленные обращения в высшие государственные органы о критическом состоянии финансирования ни к чему не привели.
         Ни правительством, ни Государственной думой, которая парафировала соглашение по МКС. Кстати, это соглашение парафировано всеми Парламентами стран-участниц. Если правительство и Государственная дума не собираются выделять средства на МКС в необходимом объеме, то они об этом должны заявить официально за год, а не тогда, когда на станции не окажется топлива, которое может доставить только Россия. Последствия выхода из Соглашения по МКС я предсказать не берусь, но, думаю, что они будут в десятки раз дороже, чем необходимые дополнительные средства. Долги и штрафные санкции могут, например, быть приплюсованы к внешнему долгу России. Перспективы на 2003 год еще более пессимистические, то есть финансирование остается на уровне 2002 года, а это, в пересчете в сопоставимых ценах, приведет к 50-процентному сокращению бюджета на МКС. По приоритетам правительства в плане бюджета на 2003 год космонавтика стоит на предпоследнем месте. Игры с космическими станциями опасны.
         Теперь о космическом туризме.Рынок этот еще не сформирован, первые полеты не внушают уверенности в его устойчивости. Потенциальные клиенты на полеты сегодня делают все возможное, чтобы навредить друг другу, а не добиться "счастливого билета" на полет. Другие же сферы, такие, как космическая реклама, так же мало разработаны.
         Проведение серьезных космических исследований и экспериментов требует большой энергетики, которой у России сегодня на МКС нет, и специальных исследовательских модулей, которых тоже нет. Работы по научно-энергетической платформе и исследовательским модулям мы не ведем с 2000 года из-за отсутствия средств.


         В.Р. Как использован опыт, полученный при реализации этих гигантских программ?


         Н.З. Разработки, проведенные по программе "Энергия-Буран", позволили в кратчайшие сроки реализовать международный проект "Морской старт", который признан в 1999 году лучшим техническим проектом ХХ столетия, а КБ "Энергомаш" имени Валентина Петровича Глушко - разработать двигатель, который успешно прошел летные испытания на американской ракете "Атлас".
         В свою очередь, наработки, проведенные по "Морскому старту" в части системы управления, позволяют существенно сократить затраты при разработке систем управления для перспективных ракет-носителей и разгонных блоков. Без опыта, полученного на "Мире", не могла быть реализована программа МКС и так далее.
         Внедрение же научно-технических разработок, полученных в ракетно-космической отрасли, в народное хозяйство, - тема отдельного разговора.


         В.Р. Хотелось бы задать такой вопрос. Нужен ли нам какой-то грандиозный проект, сплачивающий все силы общества, такой, как, например, полет на Марс?


         Н.З. Технически полет на Марс можно реализовать в ближайшие 15-20 лет. Такие проработки в КБ проводились, отдельные энтузиасты работают над ним и сейчас. Экономически же более дешевый проект по МКС, проводимый совместно с наиболее развитыми странами мира, трещит по швам. За народные средства такой проект, как полет на Марс, не сделаешь, так как основная масса народа очень бедна, а тот, кто богат, как правило, жаден и не даст ни копейки. Когда мы организовали Фонд в поддержку "Мира", то обратились ко всем бизнесменам, богатой русской диаспоре, проживающей за границей, и не получили от них ни копейки.
         Я думаю, что через несколько лет при таком подходе правительства к развитию ракетно-космической промышленности в России реализовывать такой грандиозный проект, как полет на Марс, будет просто некому. Мы будем Верхней Вольтой, но уже без ракет.


         В.Р. Чем дальше - тем страшнее. Весь г. Королев обклеен объявлениями "Куплю акции РКК "Энергия". А что если их все скупят? Можно несколько слов о приватизации.


         Н.З. Приватизация проводилась в соответствии с правительственными инструкциями, и отступать от них, сами понимаете, нельзя. В соответствии с инструкцией владельцами акций нашего предприятия должны были стать всего несколько человек, человек семь из руководства предприятия. Но я настоял на разработке такого положения, которое в максимальной степени учитывало интересы всех работающих на предприятии. Это положение было разработано и утверждено на собрании трудового коллектива. Акции получили даже не работающие к тому времени пенсионеры. После распределения акций некоторый резерв был дополнительно выдан ветеранам. Теперь меня критикуют, что принимать решения на собраниях из-за большого числа акционеров трудно, но считаю, что все мы сделали правильно. То, что акции продают, тоже понятно. Получаемые людьми пенсии невелики, прожить трудно. Основной же пакет акций - 38 процентов - принадлежит государству. Это не контрольный пакет. Процентов одиннадцать принадлежат иностранцам.


         В.Р. А вы не боитесь, что предприятие скупят иностранцы?


         Н.З. Нет, не боимся.


         В.Р. Мы поговорили об очень серьезных экономических, политических и технических проблемах освоения космоса. Осталось еще очень много других вопросов. Вот многих интересует еще и возможность встреч с НЛО. Как оно было? Учитывалась при подготовке космонавтов возможность встречи с другим разумом, с инопланетянами?


         Н.З. Я говорил со всеми космонавтами, летавшими с нашего предприятия, со многими другими, но никто из них не встречал и не видел ничего похожего на НЛО. Хотя много было публикаций подобного рода. Я ничего не слышал о каких-то контактах такого рода. Никакой специальной подготовки для такого рода встреч в наших проектах не рассматривалось. И вообще, все отказы техники имели вполне рациональное объяснение, воздействия потусторонних сил нами замечено не было.


         В.Р. Все же, мне кажется, вы лукавите. Всевозможные истории с приметами летчиков и космонавтов у всех на слуху.


         Н.З. Про приметы отдельная история. Надеюсь, мы поговорим о них в другой раз и при других обстоятельствах.


         В.Р. Расцениваю это как приглашение и откладываю свои вопросы про запас. Несколько слов специально для нашей газеты.


         Н.З. Среди газет, которые я читаю, есть и газета "Завтра". Интересные публикации и свой взгляд на события. Надеюсь на объективность и желаю успехов и удач!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100