Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Машины-убийцы

"Вечерний Харьков", 30.04.2002, Харьков, n50, (выборочно)


         Механизмы все чаще выходят из-под контроля...


         Человечество всегда знало своих внешних врагов - стихийные бедствия, кровожадных животных, ядовитых насекомых и, наконец, пришельцев. Но в начале ХХ века появилась еще одна опасность - механизмы, которые нас обслуживают. Именно они могут стать главными врагами человека в XXI веке. Впервые эту идею высказал профессор психологии Миннесотского университета Дан Крейнворт.
         Тема его доклада на ежегодном семинаре в Париже звучала сенсационно: "Купив автомобиль, вы купили часы, которые начали отмерять время вашей жизни вспять".
         Список наиболее известных жертв автомобилей-маньяков в ХХ веке открыла балерина Айседора Дункан. Отправляясь 23 апреля 1924 г. на прогулку, Айседора повязала длинный шарф, подарок поклонника. Балерина сидела на заднем сиденье лимузина. Машина стремительно полетела вперед, шарф вытянулся в тонкую длинную линию, параллельную дороге. Неожиданно машина сбавила ход. Шарфик безжизненно повис. "Что случилось?" - спросила Айседора. "Не могу понять", - ответил шофер, яростно дергая рычаг передач. Блестящий прозрачный шарфик бездарно болтался у колеса автомобиля. Кончик нежной материи прижался к одной из спиц. Машина неожиданно фыркнула и подалась вперед. Айседора не успела возразить. Шарфик обкрутился вокруг одной из спиц. Передняя ось стремительно завертелась. Прозрачный шарф сто тридцать раз накрутился вокруг оси автомобиля, прежде чем шофер зачем-то обернулся к своей хозяйке. Остекленевшие глаза, полураскрытый рот и нежная шейка Айседоры, передавленная шарфиком-удавкой - вот все, что он увидел.
         ...30 сентября 1955 г. вечером на пустынном калифорнийском шоссе гоночный "Порше-550-Спайдер" на скорости 150 км/ч врезался в "Кадиллак". "Быстроногий порше" в силу непонятных причин вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение. Прибывшие через 20 минут полицейские констатировали смерть водителя "Порше". Им оказался известный голливудский актер Джеймс Дин. Все, что передал судебный репортер с места происшествия, помещалось в одну строчку: "Джеймс Дин - сломанная шея - бессмертие".
         Этот "Порше" вошел в историю под именем "Маленький ублюдок" (Little bastard), которое ему дал сам актер незадолго до смерти. Судя по отпечаткам шин, как только две машины поравнялись друг с другом, руль "Порше" резко вывернулся, и автомобиль выехал на встречную полосу. Судмедэкспертиза привела к ошеломляющим результатам: Дин не мог этого совершить. Но улик, доказывающих убийство Дина, обнаружено не было. Дело закрыли. Однако история на этом не закончилась.
         Изуродованную машину актера купила одна из фанатичных поклонниц его таланта, миллионерша из Техаса Анжела Пери. Она с любовью отнеслась к механическому чудовищу. Для нее оно было чем-то вроде останков тела Дина. Анжела считала, будто "Маленький ублюдок" с ней общается, она могла с ним разговаривать, ласкать.
         Накануне 20-й годовщины смерти Дина миссис Пери сообщила, что воздаст почести Дину - поедет на место его гибели. "Мне кажется, "Порше" мне расскажет, что же там произошло на самом деле". Через день полицейские сообщили родным Пери, что поздно вечером на пустынном калифорнийском шоссе экзотический "Порше", шедший на скорости 150 км/ч, выехал на встречную полосу и врезался во мчавшуюся навстречу машину. Водительница "Порше" сломала себе шею и умерла на месте, не приходя в сознание. Выживший водитель второй машины засвидетельствовал, что встречная машина неожиданно изменила направление и совершила лобовой таран его авто. Экспертиза показала, что женщина была не в состоянии сама так развернуть машину: не та реакция и не та сила рук. Что же произошло на самом деле, никто ответить не мог. У следствия осталась масса вопросов. Судебный врач Джонатан Барч записал в своем отчете: "Каким бы это ни казалось абсурдным, но с точки зрения логики виновником происшествия является "Маленький ублюдок Порше".
         Тогда у Барча родилась идея продолжить следствие, собрав аналогичные факты о машинах. Еще в ходе расследования он обратился к своему давнему другу профессору Крейнворту с сенсационным заявлением: при определенных обстоятельствах механизмы способны выходить из-под контроля человека и действовать, как это ни кажется парадоксальным, самостоятельно. Закончить свое дознание он не смог - Барч погиб под колесами собственного автомобиля. Машина тронулась с места в тот момент, когда судебный врач, лежа под ней, устранял мелкую неисправность. Следствие установило, что это могло произойти в результате короткого замыкания, от которого завелся мотор автомобиля. Профессору Крейнворту в память о друге пришлось лично заняться проверкой фактов, собранных судмедэкспертом Барчем.
         Выводы, к которым пришел профессор Крейнворт, ошеломили криминалистов. Более трети автокатастроф, произошедших за 20 лет между мировыми войнами, иррациональны. Любопытный факт: наиболее часто из повиновения выходят "штучные автомобильцы богатых папиков", для которых болезненна сама мысль приобрести серийную машину, изготовленную для среднестатистического потребителя. Автомобилями-убийцами, как правило, становятся "Ягуары", "Феррари", "Роллс-ройсы". И погибали прежде всего владельцы, помешанные на своих автомобилях.
         По мнению Крейнворта, между машиной и ее владельцем устанавливается психическая связь. Эмоции водителя или владельца машины передаются его автомобилю. Крейнворт назвал этот феномен "автотавром" - как бы детищем любовной "связи" человека и машины.
         Постскриптум. 22 ноября 1998 года профессор Крейнворт погиб на собственной кухне при весьма странных обстоятельствах. Он был задушен кухонным комбайном. Длинные волосы попали в мотор и обмотались вокруг шеи профессора...

* * *

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100