Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Р-7 обогнала США на космическом вираже

"Воздушный транспорт", 24.04.2002, Москва, n16, стр.2,10


         Продолжаем поиск НЛО конструкции С. П Королева


         В N9 ВТ мы впервые поведали читателям о существовании в арсенале "академических" (высотных) ракет С. П. Королева ракеты Р-5А, изображение головной части которой в отечественной литературе отсутствует. Напомним, что предназначалась она, судя по официальным сообщениям, для запусков собак на высоты вплоть до 450 км.
         Продолжая частное расследование, мне удалось обнаружить тайну также и на головную часть первой в мире советской космической ракеты "Спутник".
         ...Опуская полную драматизма эпопею, охватывающую период с 1951 по 1956 годы, скажем только, что за это время более 50 беспородных собачек удалось поднять на ракетах на высоты вплоть до 473 км, причем часть из них была спасена либо катапультированием в скафандрах с различных высот, либо на парашютах, в составе головных частей летавших ракет. Тем самым советскими медиками, руководимыми талантливым ученым подполковником Владимиром Яздовским был решен главный вопрос: полет человека на ракете возможен!
         А пока главный конструктор ОКБ-1 С. Королев развивает бешеную активность по части запусков четвероногих на ракетах, - работающий в НИИ-4 Минобороны инженер-полковник Михаил Тихонравов выпускает отчет "О возможности высотного полета двух стратонавтов на одноступенчатой ракете", в котором, в частности, пишет: "Сначала необходимо провести пуски для отработки полета человека на ракете; и лишь затем - запустить спутники с 1-2 пилотами на орбиту..."
         Наступает 1953 год. Тихонравов находит в ОКБ-1 союзника в лице заместителя Королева, Константина Бушуева, На одном из бурных совещаний по высотным кабинам для ракеты Р-5М они предлагают "не мешкая" запустить человека на ракете - мне удалось заполучить рисунок ее головной части, которая воспроизведена на эскизе. Королев с энтузиазмом поддерживает эту идею: в своем годовом отчете о научной деятельности по линии АН он предлагает "создать ракету-лабораторию для подъема 1-2 экспериментаторов на высоту 100 км со специальной системой спуска на Землю".
         Наконец 10 апреля 54-го года выходит постановление Совмина о разработке ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Тихонравов начеку, и уже 25 мая направляет Королеву докладную записку, в которой ставит вопрос о "запуске небольшого орбитального корабля с экипажем 1- 2 человека на круговую орбиту". Королев тут же направляет ее в правительство, в сопроводительном письме он отмечает: "Вопросы приоритета должны быть главными аргументами для всего последующего периода развития космонавтики". Вместе с Тихонравовым Королев посещает заместителя председателя ВПК Георгия Пашкова и убеждает его:
         - Главная наша задача после запуска 1-го ИСЗ - это разработка кабины для полета человека на ракете на высоту 300 км!
         В 1955 году Королев начинает разработку ракеты Р-5А с герметичным отсеком, спасаемым вместе с ее головной частью. В феврале 56-го года на одном из совещаний за выполнение полета на ракете единодушно высказываются Королев, Тихонравов, Бушуев и Яздовский. А в конце марта руководитель работ по медицинскому обеспечению космических полетов полковник медслужбы из Института авиационной медицины А. В. Покровский собирает сотрудников и под страшным секретом сообщает им решение Королева о подготовке врача к полету на ракете. В подтверждение серьезности происходящего демонстрирует написанный им рапорт "по команде" о допуске к этому судьбоносному мероприятию. На следующий день к нему присоединяются А.М. Генин, Е. М. Юганов, А. Д. Серяпин, И. И. Касьян, Е. Шепелев и еще несколько его соратников. Следом эта группа проходит проверку на "благонадежность", аж до 15-го колена и приступает к интенсивным тренировкам.
         20 апреля проходит секретное заседание в АН по вопросу "О полете человека в верхние слои атмосферы". Докладывают Яздовский и Тихонравов. Их сообщения вызывают оживленную дискуссию, которую прерывает Королев:
         - Если вы, уважаемые коллеги, сомневаетесь, тогда решение будет вынесено на Политбюро, и пусть там решают!
         Ряды дрогнувших было соратников снова сплачиваются, и корифеи принимают солидное решение: "Начать практическую подготовку к полету человека на высоту 100 км на ракете".
         Когда в начале июня 56-го года в ОКБ-1 переводится Тихонравов, в должности начальника проектного отдела он начинает с планирования работ по приоритетному объекту - кабине для полета человека на ракете на высоту до 300 км, без промедления утверждаемых Королевым. С этого момента по внутреннему плану ОКБ-1, именуемому "Ближайшие задачи по изучению космоса", параллельно ведутся проработки вариантов пилотируемых кораблей для суборбитального полета на ракете и орбитального корабля для полета в космос.
         Заголовок 1-го раздела плана гласит: "Экспериментальные полеты на ракете Р-5А..." Он включает создание кабины пилота с системой жизнеобеспечения, системы ориентации в полете и парашютной системы приземления. Эта безумно напряженная программа выполняется вплоть до осени 1958 года без единого выходного дня... Для ее выполнения срочно организуется до абсурда засекреченный сектор "Ч" под руководством талантливого проектанта Николая Белоусова, задачей которого является "разработка проекта пилотируемого полета человека в высотной капсуле с помощью ракеты Р-5А на высоты до 500 км".
         Тем временем из-за океана в ОКБ-1 доходят тревожные вести: в январе 58-го ракета "Юпитер-С" выводит в космос 1-й ИСЗ. В том же месяце спецы NASA начинают формировать облик пилотируемого корабля, прототипом которого должна стать капсула баллистического типа "Меркурий", способная выполнять с астронавтом на борту не только суборбитальный, но и орбитальный полеты. Ее поручено создать компании McDonnell Douglas, которая уже ведет работы с 1955 года.
         ...Когда я обнаружил в первоисточниках доказательства этого стремления американцев к универсальности своего первого космического летательного аппарата - капсулы "Меркурий" (обоснованно именуемой в зарубежной литературе также космическим кораблем), пришла в голову мысль поискать следы аналогичной задачи и в "изделиях" ОКБ-1 С. Королева. Сравнить хотя бы внешний контур головной части ракеты Р-5М с профилем головной части первой в мире советской космической ракеты "Спутник", представленным в энциклопедии "Космонавтика" (1985 г.) и приведенным нами на том же эскизе справа. Это тем более представлялось оправданным, что Р-5М в ее "академической" модификации предназначалась для выполнения суборбитальных полетов космонавтов отряда полковника Покровского, а "Спутник" - для запуска именно космических объектов.
         Действительно, налицо в обоих случаях совпадение не только угла раствора конусов при вершине головных частей у обоих ракет, но и самих габаритов конусов, высота которых оказалась в обоих случаях равна 2, 5 м, диаметр основания - 1, 66 м. А угол при вершине - около 50ш. Из чего со всей очевидностью следует вывод о том, что неизвестная миру полезная нагрузка, скрываемая под обоими конусами, тоже была универсальной, то есть способной выполнять как суборбитальный, так и чисто орбитальный, то есть космический полет! Точь в точь как у космического первенца американцев "Меркурия", в конструкцию которого были заложены столь же универсальные возможности.
         Случилось, однако, так, что замысел Королева и Тихонравова первоначально запустить в космос нашего пилота на ракете Р-5А, для реализации чего к осени 1958 года у них была спроектирована, изготовлена и испытана вся материальная часть (которая, предположительно, в беспилотном варианте даже летала! ), подвергся коренному пересмотру. Основанием для "смены курса" стало историческое событие 21 августа 1957 года - первый успешный запуск Королевым межконтинентальной баллистической ракеты (боевой) типа Р-7, мощность которой существенно превосходила ракету Р-5А. Это, в частности, означало, что у Королева появилась реальная возможность пойти на прорыв в космос напрямую - минуя этап выполнения суборбитального полета, к осуществлению которого Сергей Павлович и его соратники тщательно готовились в период 1956-58 гг. Результат этого рывка Королева в новом направлении хорошо известен: им оказался корабль "Восток", на котором Юрий Гагарин и обеспечил триумфальный отрыв СССР от США в области пилотируемых космических полетов.
         И все-таки остается вопрос: так на чем же собирались летать врачи-космонавты из группы полковника Покровского, тщательно отобранные весной 1956 года? Это тем более интересно и важно знать после установленного нами факта: остающийся неизвестным пилотируемый корабль, скрываемый под обтекателем головной части ракеты Р-5М, перекочевал с нее на чисто космическую ракету "Спутник". Поиск ответа на этот вопрос продолжается...

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100