Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Тайные знаки древних камней

"Итоги", 12.03.2002, Москва, n10, стр.34-37


         Каждый год ученые находят в скалах Карелии уникальные первобытные рисунки. Найти объяснение некоторым из них они пока не в состоянии


         В 2002 году в ежегодно обновляемый список Всемирного фонда памятников, в который включено 100 памятников мирового значения, подвергающихся разрушению, под номером 78 занесены петроглифы Карелии - наскальные рисунки, возраст которых составляет около четырех - шести тысяч лет. Попадание в этот список фактически означает выделение солидного гранта на поддержание или восстановление тех или иных исторических памятников. Оформление соответствующих финансовых документов по карельским древностям уже шло полным ходом, когда 11 сентября прошлого года директору общественной организации "Петроглифы Карелии" Надежде Лобановой позвонил из США представитель финансовой организации, ответственный за представление заявки. Направляясь в нью-йоркский офис, на полдороге он почувствовал недомогание и решил вернуться домой за лекарствами. Когда же спустя некоторое время он подъехал к южной башне Всемирного торгового центра, где располагался его рабочий кабинет, увидел страшную картину. На его глазах "Боинг" протаранил здание.
         Уничтоженные документы позже были восстановлены, но случившееся только прибавило мистики карельским петроглифам, которой они и без того окружены.


         Наскальные рисунки известны в 77 странах мира и сконцентрированы примерно на 20 тысячах "участков". Всего зафиксировано около 20 миллионов фигур. Открытие памятников такого типа продолжается, а интерес к ним возрастает с каждым годом. Не бывает практически ни одного сезона, чтобы на побережье Онежского озера или Белого моря исследователями не открывались новые изображения. Новизна их, прямо скажем, относительна, потому как авторы этих творений жили в период с конца IV до начала II тысячелетия до нашей эры. К настоящему моменту открыто и изучено около 3500 древних гравировок. Везде рисунки тяготели к урезу воды и выбивались в основном вдоль береговой кромки: омываемые прибоем скалы более гладкие и чистые. Если петроглифы Белого моря выбиты на камнях в устье реки, перед самым впадением в Белое море, то на Онежском озере они сосредоточены в основном по краю берега озера и лишь изредка появляются на островах. Но в обоих случаях связь с "большой водой" несомненна. Близость к урезу воды в то же время таит для изображений и большую потенциальную опасность. Как только уровень воды в Белом море или в Онежском озере поднимался хотя бы на 1, 5-3 метра, рисунки исчезали из поля зрения, а в иных местах они оказались захороненными под слоем речных песчаных осадков. Именно повышение уровня воды где-то в первой половине III тысячелетия до н. э. и привело к прекращению традиции нанесения рисунков, во всяком случае это стало одним из решающих факторов.
         Из всех известных петроглифов (как правило, они небольших размеров, 10-50 сантиметров, но есть и крупные, можно сказать, "гигантские" экземпляры) исследователям удалось истолковать на сей день от силы половину. Скажем, у ученых не возникает вопросов, когда на камне они лицезреют фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними. Сложности возникают, когда перед наблюдателем неопределенные изображения, фигуры странные, даже отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, почему они как будто установлены на две или три ноги. Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и именно их изобразили. И вправду, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, живущие неподалеку, те и вовсе не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, чуть ли не каждую ночь наблюдают в небе появление похожих "рисунков". Что это - следствие активной жизнедеятельности расположенного неподалеку космодрома Плесецк или что-то другое, - никто не знает.
         Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка - анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может означать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не один десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, существо похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка, выдвинутая корреспондентом "Итогов", не устраивает. Любой рисунок, вне всякого сомнения, несет строго определенную смысловую нагрузку. Для древних "художников" что-то значили и этот человечек с двумя головами, и его ровесник-"штангист" (прозванный так учеными потому, что в точности повторяет позу тяжелоатлета, держащего на поднятых руках некий груз), и многочисленные образы, совмещающие в себе и человека, и зверя.
         Многие рисунки на скалах все еще остаются загадкой для науки. В простых на вид рисунках-символах скрыт глубокий, не всегда понятный нам смысл. Загадочные петроглифы скорее всего уже никогда и никем не будут "прочитаны". По крайней мере так считают сами ученые. Но в том и особая прелесть непонятных рисунков: каждый, кто их рассматривает, волен делать смелые гипотезы, высказывать собственные, подчас самые невероятные версии их появления. Как известно, философия призывает не судить о том, что истинно и что ложно лишь на основании одной только нашей осведомленности, которая по определению ограниченна. Монтень по этому поводу писал: "...Установив, согласно вашему премудрому разумению, границы истинного и ложного, вы тотчас же должны будете отказаться от них, ибо неизбежно обнаружите, что приходится верить вещам еще более странным, чем те, которые вы отвергаете". Это утверждение хорошо иллюстрирует история многолетнего "противостояния" исследователей и одного из самых известных и загадочных наскальных изображений Карелии - фигуры Беса, высеченной на скале мыса Бесов Нос, что на Онежском озере. Мыс целиком и полностью оправдывает свое название. В километровом радиусе от него напрочь отказывается работать спутниковая навигация, чему капитаны заходящих сюда судов давно уже не удивляются, ориентируясь исключительно на установленный здесь маяк. Часы здесь ведут себя непредсказуемо. Могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые точно пока не знают. Говорят, что якобы все дело может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих здесь глубоко под землей. Местным жителям, естественно, версия с гранитами кажется надуманной. Они-то уверены в обратном: все беды от Беса. Впрочем, местные уверены и в другом: Бес не трогает коренных обитателей этих мест. Пришлым же ничего хорошего от Беса ждать не приходится.
         Бесов Нос, по утверждениям тех, кто там хоть раз побывал, классическая аномальная зона. Всех чужаков, "навестивших" Беса, тянет вновь в эти места. Рассказов и баек о необычности этих мест бытует масса. Но есть и официально зафиксированные факты.
         Самая неприятная особенность Бесова Носа - бесследное исчезновение людей или их гибель. В 1979 году сюда приехали работать два гидролога из Петрозаводска. В одну из ночей дом, где они жили, загорелся. Когда пожарные потушили пламя и разобрали обугленные бревна, человеческих останков на пепелище так и не нашли.
         У директора Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, неоднократно бывавшего у фигуры Беса, погибли двое детей.
         После очередной экспедиции на Бесов Нос у археолога Надежды Лобановой убили отца.
         Трагически погибли двое студентов, помогавших в исследованиях петроглифов.
         У художницы, избравшей темой своих работ карельские наскальные рисунки, бесследно исчезла дочь в Финляндии.
         И это только несколько фактов. Скорее всего все это лишь трагические совпадения, но черная слава Бесова Носа от всей этой статистики лишь крепчает.
         Жители ближайших деревень вообще считают наскальные рисунки порождением нечистой силы. Монахи Муромского монастыря, расположенного в 25 километрах южнее, еще пытались в XV веке нейтрализовать "дьявольские картинки", выбив христианский крест на фигуре Беса. Довольно смелый, надо сказать, по тем временам поступок. Выглядеть более мирно после этого 2, 5-метровый Бес не стал. Квадратную его голову, как у робота, прорезает расселина в скале, далее уходящая ровной линией по туловищу. Археолог Надежда Лобанова считает, что место для нанесения рисунка - поврежденная природой скала - было выбрано не случайно, а фигура означает вовсе не Беса, а роженицу. Но мы уже говорили о разнообразии толкований.
         У онежского Беса есть собрат на Белом море. На острове Шойрукшин, на участке прибрежной скалы длиной 11 метров и шириной до 4 метров, расположен комплекс наскальных рисунков Чертовы (Бесовы) следки. На первобытном полотне камнем по камню выбита цепочка из 8 следов босой ступни, которая и ведет к фигуре Беса. Невольно напрашивается ассоциация с Бесом онежским, но здесь он поменьше в размерах, да и выполнен иначе: в профиль, более похож на человека, с прорисованными очертаниями тела, огромной ступней и фантастических размеров фаллосом. Кстати, мотивы сексуального культа в наскальной живописи Беломорья не так уж редки. Тут можно увидеть даже наскальные изображения сцен группового соития. Ходит поверье, что в этих местах мужчины с легкостью излечиваются от импотенции.
         Впрочем, даже Бесам, не говоря уже о других, более мирных, наскальных рисунках, приходится выдерживать испытание временем. Не зря они потому и были включены в список исторических памятников, подвергаемых разрушению. Основной враг петроглифов - люди. Исследователи со всего мира приезжают в Карелию и приходят в восторг от здешних наскальных рисунков, подобных которым не встречается нигде в мире, и завидуют со страшной силой своим российским коллегам. Те, кто живет бок о бок с этими творениями, относятся к ним, мягко говоря, не столь возвышенно. В последней экспедиции по Онеге Надежда Лобанова увидела подростка, который сидел на скале, испещренной древними гравировками, и тихо-мирно выбивал долотом свои фантазии. Паренька не смутил вопрос, знает ли он, сколько лет наскальным рисункам. "Да это в прошлом году мой одноклассник Леха выбил", - ответствовал он, указывая на фигуру лебедя, открытую учеными еще в 1977 году. Есть, правда, единственное исключение из всего современного наскального творчества, которое не портит древних зарисовок и в то же время представляет интерес для историков. Это работы заключенных на острове Большой Голец, где до 1956 года находился лагерь. Археологи, изредка бывающие на этом острове, с интересом рассматривают выдолбленные на камнях мужскую фигуру с молотком и зубилом в руках и второй персонаж, пьющий из бутылки.
         Увы, до сих пор петроглифы практически не охраняются и от современного вандализма соответственно не защищены. В районе Бесова Носа наскальные памятники охраняет проживающий в 18 километрах от них сторож, который приезжает сюда в лучшем случае раз в неделю.
         На достойное изучение и охрану карельских петроглифов почти никогда средств не хватало. Наскальные изображения прекрасно существовали сами по себе, пока к ним вплотную не подобрался человек. Во времена строительства Беломорканала на мысе Пери-Нос была взорвана скала почти с сотней наскальных рисунков. А руководил взрывными работами тогдашний завхоз Эрмитажа Федор Морозов. Обломки скалы собрали и отправили в главный музей страны, где и сейчас их можно увидеть.
         Серьезная угроза нависла над беломорскими петроглифами в середине 60-х годов, когда началось строительство гидроэлектростанции на реке Выг. Часть древних рисунков оказалась засыпанной под дамбой, часть решили уберечь, построив над комплексом петроглифов павильон из стекла и бетона. Изображения потеряли естественную связь с природой, что им на пользу явно не пошло. В результате в 1999 году было решено застелить их ковролином, обложить досками и засыпать слоем опилок, закрыв таким образом доступ к ним и туристам, и исследователям.
         Руководитель Центра охраны памятников истории и культуры Министерства культуры Карелии Владимир Дыбин считает неразумным тратить деньги на наем сторожей или строительство заборов. По его мнению, властям Пудожского и Беломорского районов, на территории которых располагается историческое богатство, необходимо прежде всего осознать их ценность. Только на туристах здесь можно заработать столько денег, что хватит не только на зарплаты населению, но и на существенное пополнение местных бюджетов. А что сейчас? Только самые отважные могут сегодня добраться до петроглифов из столицы Карелии. Дорога занимает несколько часов. Да и то в короткий летний период.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100