Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

ЧЕЛОВЕК, СПАСАЮЩИЙ МОРЕ

"Народная газета", 09.01.2002, Москва, n1, стр. 5


         В зоне Приаралья, простирающегося по части Узбекистана и Казахстана, имя этого человека - Анатолий Лигай, в перестроечное время не было известно разве что младенцам и людям совершенно аполитичным, не читающим местных советских газет. Шума он тогда наделал большого, решив единолично спасать "красиво умирающее" Аральское море. В то время пожилой, но еще очень сильный и здоровый, Анатолий Лигай, одним только ему понятным способом смог построить укрепительную дамбу, протяженностью... 150 километров, которая не пропускала воды Аральского моря на поля. Когда с помощью американских спутников эта дамба была нанесена на карты, в Минводхозе СССР и местных партийных органах не на шутку всполошились: вроде бы никто дамбу не строил, деньги не выделялись, люди и техника тоже, неужели НЛО постаралось - ломали головы бюрократы. Все оказалось гораздо проще - земли и песка ветрами нанесло. Правда, перед этим пришлось поработать сразу несколькими тракторами (на них работали сам Анатолий, его старший сын и дочь).
         А еще через несколько месяцев Лигай решил вывести к зданию Каракалпакского обкома партии всю имеющуюся в наличии технику - несколько автомобилей и тракторов в знак протеста против отказа в выдаче патента на его изобретения, которые могли помочь сохранить Арал. На площадь их не пустила милиция, пригрозив при этом вытащить из небытия и нафталина старое уголовное дело в отношении Анатолия.
         Кстати, таких дел было два - одно, совсем древнее, относилось ко времени сталинских репрессий - тогда семнадцатилетнего мальчишку Толю, приписавшего себе один год, чтобы попасть на фронт, судили за "подлог документов" и "предательство" и вместе со многими корейцами сослали на Дальний Восток - лес валить. Именно там прошел он свои первые университеты выживаемости, научился делать своими руками такие вещи, что лесковский Левша подивился бы. Лигай стал изобретателем, каких еще поискать. Понятно, что среди находившихся на поселении людей, гораздо старше его самого по возрасту, маленький, юркий кореец пользовался уважением. Но ведь не зря говорят, что пути Господни неисповедимы. Проведя девять лет на поселении, Анатолий освобождается и попадает в узбекский город Гулистан, где сразу же начинает работать -техником на заводе и делает свои первые изобретения. В те годы его называли местным Стахановым в машиностроении - правда, на городском уровне. Нормы выработки, которые в послевоенные годы были тяжелейшими, просто изматывающими, он перевыполнял раза в три. Но его никто не возносил, награды не давал - все-таки человек был на поселении. И при этом успевал находить время на любовные приключения. Полюбил девушку, которая ответила ему взаимностью. Так казалось горячему корейскому парню. Но вскоре выяснилось, что все не так - девушка собралась выходить замуж, но не за него. В припадке безумия Лигай убил ее и после этого отсидел девять лет. Вышел и приехал в Приаралье.
         Про Анатолия Лигая старожилы говорят, что он исходил Арал вдоль и поперек. Конечно, гипербола, но от истины она недалека. Потому-то и прозвали его "Хонда". Когда море обмелело, Лигай стал изучать его дно, чтобы понять, почему вода уходит. Он водил экспедиции по берегу и высохшему дну Арала. Делал замеры содержания соли, других необходимых веществ. Нередко рисковал жизнью и здоровьем, скользя по не очень толстому слою льда на тракторе и самоходе. И все ради одного: чтобы добиться уменьшения проблем, связанных с Аралом.
         Он и теперь борется за его спасение, предлагая повернуть реки, протекающие по территории других государств в сторону умирающего моря. Анатолий остается романтиком и оптимистом -возможно, последним в этом краю суровой природы.
         Сейчас он ждет ответа от президента Узбекистана Ислама Каримова, которому недавно направил свои предложения по спасению моря. Они вполне реальны, так что рассчитывать на положительный ответ можно.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100