«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 18%

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ?


         Мы достаточно подробно рассказали о значении и роли информационной войны в военных операциях НАТО, чтобы любому читателю стало понятно, с каким планетарным монстром пришлось столкнуться сегодня Югославии.
         Еще задолго до конфликта вокруг Косово США и их союзники начали информационную войну против Югославии. Именно прозападные, проамериканские СМИ в тогдашней СФРЮ начали кампанию по "расчленению" некогда единой республики на кучу автономий. Сейчас уже непросто определить причину того, почему именно Югославия была выбрана в качестве плацдарма для подобного эксперимента. Но скорее всего ближе к правде концепция того, что на СФРЮ США и НАТО просто решили отработать новые политические и пропагандистские механизмы, которые в несоизмеримо больших масштабах потом были бы применены к своему основному геополитическому противнику - России.
         Но после первых успехов - выхода из федерации Хорватии, Македонии и Боснии - почти сразу США неожиданно столкнулись с ожесточенным вооруженным сопротивлением сербов расчленению их по национально-территориальным автономиям. Это было вдвойне неожиданно на фоне почти полной "вялости" русских, которые незадолго до этого были разделены развалом СССР на полтора десятка автономий. Сначала в Боснии, а потом, по примеру Боснии, в Приденстровье, Осетии и Абхазии американцы столкнулись с эффективным и мощным противодействием сепаратистским механизмам всяких "народных" и "национальных" "фронтов".
         Почти два года США искали механизмы воздействия на сербов, но впервые за последнее десятилетие информационно-пропагандистский аппарат Америки дал сбой. Все усилия международных электронных СМИ, дезинформационные и пропагандистские акции уходили впустую. Сопротивление сербов не ослабевало, а их военные успехи грозили образованием на новой карте Европы нового мощного обширного православного славянского государства. И США, напрягая все свои силы и влияние, не без "помощи" козыревско-ельцинской России, заставили сербов сначала принять мирный план по Боснии. Затем при полной поддержке НАТО Хорватия блицкригом, в нарушение всех принятых договоров, захватила Сербскую Краину, изгнав оттуда больше полумиллиона сербов. В Боснию вводятся под видом ооновских подразделений войска НАТО, и с 1997 года США наконец решаются взяться за расчленение самой Югославии и смещение "прокоммунистического, националистического" правительства Милошевича. Венцом всей этой кампании стали президентские выборы и выборы в Скупщину Югославии. Несмотря на почти полтора миллиарда долларов, "закаченных" в оппозицию, Слободан Милошевич остался у власти, причем даже международные наблюдатели признали законность и демократичность этих выборов. К тому же на второе место с минимальным отрывом вышел главный противник Америки "националист" Воислав Шешель. И лишь на выборах в Скупщину оппозиция смогла добиться определенных успехов. Эти результаты никак не устраивали Америку. И вот тогда мировой закулисой США было принято роковое решение - "сокрушить" Сербию военной операцией НАТО. Для этого и был вытащен на свет и экспонирован так называемый "косовский кризис".

КОММЕНТАРИЙ КУЛЬТУРОЛОГА


         "...Вообще-то, сербы тут ни при чем. Две трети американцев не сможет отыскать Косово на карте. 90% из них никогда не видели живого серба. Но "какие-то эти сербы скрытные. Какие-то не такие, как все. От их образа жизни исходит угроза. Им нужно дать сдачи, пока они не напали на Америку!" Это - парафраз из фильма американского же режиссера Барри Левинсона "Плутовство". Только в нем речь шла об албанцах, потому что по фильму США воевали с Албанией.
         Все очень просто. Накануне выборов президент вляпывается в скандал сексуального характера. Рейтинги катастрофически падают. Для отвлечения внимания администрация Белого дома прибегает к услугам "специалиста по внештатным ситуациям" и амбициозного голливудского продюсера. Онито вдвоем и раскручивают действо вселенского масштаба, которое в итоге завершается патриотическим единением нации вокруг президента-триумфатора. Начинают же они с войны Америки против "албанских экстремистов".
         Собственно, вся война в итоге оказалась исключительно виртуальной: "фронтовые кадры" монтировались на компьютере, под сцены с беженцами нанимались актеры, а "отважного плененного героя" нашли в тюремной психушке. Но все эти постановочные трюки оборачивались сверхреальной и, главное, требуемой общественной реакцией избирателей-телезрителей. Реальность никого не интересовала, кроме обезумевших от этого шабаша албанцев. Суть "Плутовства" укладывается во фразу главного героя: "Я видел это по телевизору - значит, так оно и было на самом деле!"
         Любопытно, что фильм, выпущенный в 1998 году, а задуманный и того раньше, гениально воспроизводит все текущие события вокруг Югославии, начиная с сексуально-озабоченного Клинтона и кончая американскими пленными солдатами, тут же в волшебных трубах телекамер превратившимися в национальных героев. Фильм великолепно показал, как можно виртуозно использовать пресловутое "общественное мнение", целиком взращиваемое пропагандой и тележвачкой в мозгах обывателя. Что современная война по-американски выигрывается на экранах телевизоров. Что "независимых" СМИ не бывает. Что для успеха всей кампании бывает достаточно выбить слезу у тридцати машинисток и сыграть на бытовых стереотипах, подсунув в руки компьютерной "албанской беженки" именно белого котенка, а не лохматую собаку.
         Однако "Плутовство" не останавливается на давно доказанной идее, что для решения внутренних проблем нет ничего лучше правильно поданной победоносной войны против далекого, слабого, малоизвестного противника. Пожалуй, в этом фильме впервые представлено, как в конце ХХ века конструирование в умах своего "электората" виртуального имиджа любого народа или государства оказывается действенным способом контроля над миром. Теперь каждую страну можно выставить врагом США и всего человечества - была бы под рукой телестудия плюс немного продюсерского таланта - и иди потом, как албанское правительство в фильме, доказывай, что ты не верблюд.
         Фильм отлично показал и то, что любая политическая акция, даже война, поддается продюсированию. Как спарринг: на каждый выпад противника следует контрприем. Сбитый F-117 был проинтерпретирован Вашингтоном чуть ли не как идеологическая диверсия Сербии против устоев американского образа жизни. А как образцово отреагировали в Белом доме на пленение трех своих солдат! Клинтон закатил такую речь, что вся Америка возмутилась: почему эти "дикие сербы" не отпускают американских мальчиков домой? Балканский кризис в глазах Америки - это шоу, это интернетовские странички с красочными чертежами B-52, это майки с надписями "Fuck Serbia", это уже издающиеся мемуары летчиков "Как я бомбил Белград". Пикантнее всего то, что в упомянутом фильме, название которого дословно переводится как "Хвост машет собакой", президент так ни разу отчетливо и не показан: он - пешка, которой играют другие.
         Другая важная идея "Плутовства": любая война, которую ведет Америка, должна закончиться ее победой - по крайней мере, ее обязательно покажут по телевизору. С упорством импотентов военное командование НАТО ежедневно заявляет про "громадные потери югославских ПВО" и о своем "полном превосходстве над противником". Еще месяца два такой "психподготовки" - и натовцы смело бросить все и уводить свои войска с Балкан: дома это все равно будет расценено как триумфальное возвращение победителей.
         Еще один момент, рельефно отраженный в фильме Левинсона: нет никакой войны как процесса - есть лишь мозаика отдельных образов, телевизионных картинок. Вырежи сегодня с американских телеэкранов прокручиваемые десятки раз на дню кадры, на которых как бы югославские солдаты расстреливают как бы албанских детей, и в Америке о войне забудут назавтра.
         Под конец картины "плененный герой", с которым цацкались полфильма, случайно помирает. И с фразой торжествующего продюсера "А как же еще, как не мертвым, может вернуться с войны настоящий герой?!" его тело торжественно перевозят в Вашингтон - под всеобщие слезы и катарсис. Кто-то увидит в этом тревожный знак: мол, Америка больше не боится своих мертвецов, излечиваясь от вьетнамского синдрома. А мы скажем: если ей нужно для этого побольше трупов своих солдат - пусть "лечится". У нас есть опытные "доктора".
         Если бы под рукой США не было косовских албанцев - "косоваров", нашлись бы венгры (их в Сербии тоже живет почти триста тысяч), цыгане. Кто угодно. Пусть даже вымирающая порода горных баранов из "Красной Книги" - неважно. Нужен был только повод.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100