Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

ЗВЕЗДА КЭЦ

"Курьер", 11.08.2001, Нью-Йорк, Бруклин, n82


         К 40-летию первого полета человека в космос в Москве и Калуге изданы два тома философских произведений Константина Циолковского, большинство из которых никогда ранее не публиковалось. По сути, мы видим нового, малознакомого нам мыслителя. За неожиданные, не укладывающиеся ни в какие рамки философские взгляды кто-то уже записал Циолковского в "расисты и фашисты", кто-то - вовсе в шизофреники. Каким же был он на самом деле? Об этом рассказывает доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, член комиссии по изучению творческого наследия Циолковского Вадим Казютинский.
         - Мало кто знает, что Циолковский занимался не только техническими проектами, не только и даже, может быть, не столько ракетами. Философские работы, которых у него более двухсот, как к ним ни относись, ученый считал главным делом жизни. Большая часть этих работ никогда не публиковалась, а многое и сейчас остается в архивах Российской академии наук, Музея космонавтики имени Циолковского в Калуге... К сожалению, в комментариях к московскому изданию допущен ряд грубых фактических ошибок. Эти досадные неточности сильно портят общее впечатление от книги. Как говорится, первый блин комом...
         - В своих работах по этике Циолковский рассуждает о человеке как о "космическом существе". Что это значит?
         - Циолковский выделял две грани человека как космического существа. Одна часть этих идей, связанная с тем, что мы будем завоевывать космос, осваивать его и в будущем жить там, образуя колонии и поселения, известна хорошо. Но вот о его понимании человека как космического существа, неразрывно связанного с космосом, большинство даже не слышало. Может быть, потому, что эта часть взглядов изложена Циолковским довольно странно для современного восприятия. Например, для него гражданином Вселенной был не человек, а некий "атом-дух", неизвестный науке элемент мировой субстанции, который имеет свойство ощущения.
         - Что же это такое? Некая аура, как говорят экстрасенсы?
         - Я бы сказал, что это тонкие материи, невидимые невооруженным глазом, которым свойственно испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство. Человек по Циолковскому - это совокупность "атомов-духов", и его назначение, космический долг - действовать так, чтобы "им" было хорошо. Именно для этого человек и должен выходить в космос. Такое вот мировосприятие. Идея Циолковского состояла в том, что нужно преобразовать Вселенную, заполнить ее высокоразвитой жизнью, и тогда всем "атомам-духам", а значит - человеку будет хорошо, комфортно. Для этого нужно переделать сначала земную, затем и космическую жизнь.
         - Ничего себе. Каким же образом? Силовым путем?
         - В философии Циолковского немало противоречий. С одной стороны, он считал, что в процессе освоения космического пространства человечество должно размножаться почти до бесконечных пределов: на Земле, согласно его учению, будет проживать не менее тысячи миллиардов человек! Сейчас землян чуть более шести миллиардов, а жить-то нам уже тесно... Но ученого это, по всей видимости, не смущало. Он полагал, что двигателем человеческого прогресса являются гении. И, соответственно, чем больше людей, тем больше нарождается гениев. Им он отводил почетную роль "производителей". Циолковский прямо писал о том, что гениальный и физически совершенный муж-чина-производитель должен оплодотворить около тысячи женщин. Таким образом (на наш взгляд, наивным), по Циолковскому, род людской постепенно придет к гармонии и совершенству...
         - А что же делать с обычными, не гениальными людьми? Истреблять?
         - Тут начинаются противоречия. С одной стороны, он считал, что все в мире - и люди, и даже растения - имеют свои права. С другой стороны, он не раз писал о том, что людей с преступными наклонностями надо стерилизовать, лишать возможности размножаться.
         Циолковский находился под сильным влиянием евгеники - науки об улучшении человеческой породы, которая в 20-30-е годы была очень популярна. Он считал, что все низкоразвитые формы жизни должны быть уничтожены. К этому разряду он относил, кстати, и животных, и птиц, и рыб... Вместо них, согласно его учению, Землю и Вселенную заполнят гармоничные, во всех отношениях прекрасные существа.
         Вместе с тем у него была странная идея освобождения человека от страстей. Он считал, что на смену любви, ревности, ненависти и прочим душевным "недугам" придет эпическое спокойствие Будды, вечно пребывающего в нирване. Эмоции, полагал ученый, унижают человека и мешают ему жить.
         - Вместе с тем отпадают и такие ценности, как нежность, забота о ближнем, любовь к детям?
         - Константин Эдуардович был хорошим семьянином, хотя признавался, что не любит свою жену. У него было много детей. Старший сын, как известно, покончил с собой. Это произвело на него ужасное впечатление. Вопреки своей философии, сам Циолковский вовсе не был свободен от эмоций. Наоборот, это был очень эмоциональный, чувствительный человек. К тому же глухой. Собеседника он воспринимал через специальную слуховую трубу. Он был как бы изолирован от мира и глубоко одинок. Тем не менее вся его жизнь была направлена на возвеличение разума, повышение уровня организации как земной, так и космической природы. Вместе с другими "космистами", например, Вернадским, он считал, что нынешний облик человека не есть нечто окончательное. Постепенно меняясь, наш потомок сможет жить в космическом пространстве без скафандра, поглощая солнечную энергию и непосредственно взаимодействуя с космической средой.
         - Насколько фантастично с точки зрения современной науки все это звучит?
         - И с точки зрения науки, и особенно с точки зрения морали это звучит не просто фантастически, но зачастую кощунственно. Я считаю философию Циолковского антиэкологичной. Мы живем в очень хрупком мире. Малейшее изменение в ту или иную сторону - и биосфера не выдержит. Мы не должны сейчас думать об изменении внешнего облика человека. Нас должно заботить то, как выжить в нынешнем виде.
         Но проблема не так проста, как может показаться. Во-первых, известно, что каждый вид, в том числе человеческий, имеет какие-то временные границы своего существования. Ученые приходят к выводу, что наши границы уже близки. Во-вторых, мы все чаще вмешиваемся в геном человека, лечим наследственные болезни. Таким образом, фактически уже сейчас мы занимаемся чем-то подобным тому, о чем говорил Циолковский. Мы стараемся избавить человека от болезней и продлить его жизнь.
         Кстати, Циолковский считал, что человек будущего сможет жить неопределенно долго и, возможно, станет даже бессмертным. Эти идеи Циолковского, конечно, выглядят странно. Понятно, почему при советской власти и до настоящего времени такой Циолковский был от нас скрыт за семью печатями. Намного удобнее было рисовать его благодушным глуховатым старцем на велосипеде, который создавал, опережая время, чертежи ракет и строил дирижабли.
         - Он считал, что разумная жизнь сосредоточена исключительно на голубой планете?
         - Нет, Циолковский полагал, что космос буквально кишит жизнью, причем наша форма существования довольно примитивна. Он верил, есть другие цивилизации, которым болезни, смерть, нищета не знакомы. Населяющие космос следят за нами, как бы дают землянам возможность пройти путь развития до их уровня. В случае необходимости они даже готовы нам помочь...
         - Подобные идеи нередко можно услышать от современных уфологов. Некоторые из них ищут материальные подтверждения тому, что нашу планету не раз посещали "братья по разуму". А что убеждало Циолковского в столь фантастических гипотезах? Разве он видел НЛО, общался с пришельцами?
         - У Циолковского есть работа "Неизвестные разумные силы", в которой он говорит о своих мистических переживаниях. Именно они, по всей видимости, и убедили его в том, что жизнь на других планетах есть. Например, он рассказывает о случае, происшедшем с ним 31 мая 1928 года. Наблюдая закат, он почти у самого горизонта увидел будто бы напечатанные в облаках, четко прорисованные буквы "ЧАУ". Циолковский описывает, как они выглядели, на каком расстоянии могли находиться от поверхности земли. Эти описания напоминают научный отчет, только вот сам предмет изучения слишком странен... Константин Эдуардович долго думал, что значит это "ЧАУ", пока не попытался принять буквы за латинские.И тут же выстроилось четкое "РАЙ". "Слово было довольно пошлым, но что делать? Бери, что дают. Я понял все это так: после смерти конец всем нашим мукам, то есть то, что я и доказывал. Таким образом, само небо подтвердило мои предположения", - пишет он.
         - Со школьной скамьи мы привыкли считать Циолковского материалистом. А тут мистика пополам с религией...
         - Философия Циолковского, как я уже говорил, глубоко антиномична. Действительно, он называл себя материалистом. И в советские годы эта фраза была радостно выдернута из контекста. Его научные работы отличаются своеобразной стройностью и логичностью. Но ни один учебник никогда не цитировал такую, например, его фразу: "Я не просто материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей материи..." Материализм, по Циолковскому, остановился в беспомощном и жалком состоянии, "т. к. не дошел до отрадных выводов о вечной и безначальной жизни всего сущего". Причину Вселенной Циолковский отождествлял с Богом. Высшие существа, "президенты" других планет, по его мнению, тоже боги разных рангов. Идея божественности буквально пронизывает его философию...
         - Как относится к Циолковскому официальная церковь?
         - Очень сложно. Один мой коллега, преподаватель духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, лелеял идею опубликовать религиозно-философские сочинения Циолковского. Но из затеи ничего не вышло: его работы слишком неортодоксальны, слишком далеки от официальной трактовки Священного Писания.
         По сути, он и после смерти остается непонятым, отверженным. Я бы охарактеризовал систему его философских взглядов как грандиозный синтез естественнонаучных, православных, буддийских, эзотерических взглядов. Некоторые его работы сугубо научны, снабжены цифровыми расчетами, чертежами. А другие - настоящие молитвы, в них Циолковский обращается к Учителю, ищет мир, "полный блаженства"...
         - В последнее время появилась тенденция полного отрицания наследия Циолковского, который, дескать, был расистом, националистом, идеи его вредны и публиковать их не стоит...
         - Безусловно, в философии Циолковского есть вещи, которые вызывают у многих, в том числе у меня, недоумение и отторжение. Но, во-первых, есть то, что есть, а во-вторых, творческое наследие Циолковского не сводится только к неким крайностям. Человек замечателен тем, что он внес в культурную жизнь своей эпохи, а не тем, что из нее выпадает. Во времена Циолковского большинство его идей казались бредом, бессмыслицей, а сам ученый имел репутацию, мягко говоря, чудака. Но прошло время и стало ясно: путь космонавтики проходит по сценарию, который он предвидел.
         - Интересно, как относится к Циолковскому официальная психиатрия?
         - В архиве психиатрии и психопатологии, изданном в 20-е годы, есть целый том, посвященный Циолковскому. Я его, правда, не видел. Он за семью печатями и для изучения недоступен. Но хочу сказать следующее: то, что сейчас нам кажется немыслимым, возможно, через столетия или гораздо раньше будет делом обычным. Очень многие великие люди вели себя "странно". Не стоит судить их. Константин Эдуардович грезил о счастье обездоленного человечества, в своем убогом домике в Калуге устроил на чердаке "окно в космос", а сам был глубоко несчастлив и одинок. Это трагическая фигура. Однако берусь утверждать, что целью его тяжкой, полной лишений жизни было, конечно же, не уничтожение рода людского, а счастье для всего человечества.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100