Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Летающие гробы

"Дуэль", Москва, n38(486), 19.09.2006

Автор: А. Дмитриев


        Продолжение эксплуатации конструктивно ущербного и морально устаревшего "Шаттла" - симптом глубокого кризиса американской космической программы, которая держится на трофейных "Союзах", российских экипажах и купленной у Кремля копии "Мира". Но Россия этим воспользоваться не может: оккупация...


         Новый выход на старт "Атлантиса" - системы, по своей реальной надежности непригодной к пилотируемым полетам, - свидетельство кризиса американской космической программы. По сути, душа американского космоса отошла в лучший мир вместе с ее создателем - перешедшим на службу США конструктором Фау-2 Вернером фон Брауном.
         Несмотря на совершенствование бортовой аппаратуры за счет прогресса цифровой электроники, американский авиакосмос за последние годы не продвинулся ни на шаг.

Международная космическая станция (МКС)


         Немногие успехи последних лет связаны почти исключительно с утилизацией советского потенциала (полная аналогия с 1945 годом): покупкой и эксплуатацией МКС на основе кабального договора с "Росавиакосмосом", покупка лицензии на производство ракетного двигателя РД-170 и космических ядерных реакций, беспрецедентное по масштабу выкачивание советских разработок (включая стратегически важные наработки по гиперзвуку - ключ к многоразовым аппаратам нового поколения).

Обломки шаттла "Колумбия" сгорают в атмосфере


         Проблема "Шаттла" - ложная концепция многоразовости, обернувшаяся на практике многоразовым капремонтом - как по ресурсу двигателей, нацепленных на аппарат (в нашей системе двигатель был не на "Буране", а на "Энергии"), так и по ресурсу волокнистой теплоизоляции, повреждение которой превратило в крематорий "Колумбию" и чуть не погубило тот же "Дискавери" год назад - дыру едва заклеили при аварийном выходе в космос.
         Когда на рубеже 80-х американцы поняли свою ошибку, производство и кооперация по "Сатурнам" и "Аполлонам" была безвозвратно утрачены - рынок, однако.
         Оказалось, что в условиях жестких ограничений по весу и ресурсу критических компонентов (двигатель и теплоизоляция) малосерийная многоразовая система более затратна и менее надежна, чем серийное производство одноразовых носителей.
         Второй фатальный недостаток, по которому "Шаттл" изначально проигрывал российским системам, - отсутствие беспилотного режима эксплуатации (на всех советских системах беспилотный режим был в обязательном порядке), позволяющего выводить на орбиту хотя бы грузы - заодно увеличив межремонтное количество пусков за счет более низких требований к надежности беспилотных носителей (об этом прекрасно рассказали на пресс-конференции депутаты ГД летчик-космонавт Виталий Севастьянов и двигателист Георгий Костин).

Гибель шаттла "Челленджер"


         По этим причинам сразу после крушения "Колумбии" специалисты предрекали окончательные похороны "Шаттла" либо его лихорадочную модернизацию с созданием системы беспилотного спуска и аварийной капсулы для экипажа.
         Однако жадные американцы продолжили запуски, ограничившись разработкой аварийной замазки для дефектов теплозащиты.
         Специалисты переоценили потенциал американских разработчиков и цинизм американского руководства.
         Неудивительно, что, когда в ходе прошлого полета "Дискавери" теплозащита вновь затрещала и "Шаттл" садился "на честном слове" и заплатами на крыле, специалисты вновь похоронили "Шаттл".

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100