«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%

Наш ответ Чемберлену


         С началом Первой мировой войны воюющие державы усилили конкуренцию в деле создания новых видов вооружений. Не было исключением и танкостроение, подходы к которому только-только нащупывались. В секретном соревновании счет шел буквально на месяцы.
         И все же, когда в октябре 1916 года русский генштаб получил "утечку" из Англии с описанием технико-тактических характеристик построенного британского танка, последовала резолюция: "Таких чудовищ мы делать не будем, у нас есть свои". На тот момент Россия располагала двумя воплощенными в металле проектами - танком Пороховщикова и колесной машиной Лебеденко. Последней протекционировал сам царь.
         В самом начале войны благодаря своим связям Лебеденко сумел добиться аудиенции в Зимнем дворце и продемонстрировал венценосцу модель своего изобретения. Николай второй был в восторге.
         Однако инженер Лебеденко интересовался не только танками. Попутно в 1914 году в своей приватной лаборатории он разрабатывал бомбосбрасывающее устройство для другого русского гиганта - самолета "Илья Муромец". Изобретатель нуждался в помощниках, а потому обратился к знаменитому ученому Николаю Жуковскому с просьбой порекомендовать ему таковых. Профессор прислал двух своих племянников - Б.Стечкина и А.Микулина, студентов МВТУ. Оба подключились к созданию царь-танка. Кстати, Жуковский по-родственному пособил им, рассчитав на прочность колесо с тангенциальными спицами.
         Тот факт, что бронированный монстр был призван передвигаться на "велосипедных" колесах, похоже, технарей не смущал. В те годы колеса были предпочтительнее гусениц, они считались более надежными и менее накладными для движителя. Что касается массы машины, то в эпоху Первой мировой войны многие конструкторы мыслили супертяжеловесно. Для колесницы, несущей на себе две 37-мм пушки, два пулемета и слой противопульной брони, 44 тонны не предел.
         Существовали варианты и посолиднее. Так, в 1911 году сын великого химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка. Он весил 173 тонны. Проект не был реализован. В январе 1915 года в Британское адмиралтейство поступил проект "сухопутного крейсера" майора Хетерингтона: масса 300 тонн, длина 30 метров, высота - 14, диаметр колес - 12 метров. Результат тот же.
         На этом фоне трехколесный "велосипед" Лебеденко кажется образцом трезвомыслия. Невзирая на явные недостатки (достаточно было одного шрапнельного попадания в ходовую часть, чтобы вывести танк из строя), современники приписывали ему неоспоримые преимущества.
         Царь-танк был призван морально давить противника и рассматривался прежде всего как психологическое оружие. Не нужно обладать буйной фантазией, чтобы представить себе интенсивность приступа медвежьей болезни и панику, которую спровоцировала бы в немецких траншеях такая вот "дура".
         Ее разработчик искренне верил, что с нею можно в одну ночь опрокинуть немецкий фронт и молниеносно выиграть войну. Теоретически такая вероятность существовала. Царь-танк был собран в августе 1915 года. Если бы его ввели в Брусиловский прорыв летом 1916-го, события вполне могли развиваться по вышеописанному сценарию. Не было бы тогда ни революции, ни большевиков...
         Как известно, в Брусиловском прорыве царь-танк не участвовал. Почему?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100