«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%

II


         Я на верфи Гданьска. Здесь в августе 1980 года зародился независимый профсоюз "Солидарность", здесь работал Лех Валенса.
         Напомню, что поводом к лавине забастовок летом 1980 года послужило увольнение работницы верфи Анны Валентинович без формальной санкции профсоюза. Строже ли стало соблюдаться трудовое законодательства? Усилился ли рабочий контроль за производством, как того когда-то требовали бастующие? Почему вопреки законодательству сейчас в Польше "по-чёрному" нанимают батраков за половину официально декларированной минимальной ставки заработной платы?
         Вопреки транслировавшейся по нашему телевидению информации, верфь в настоящее время не закрыта и функционирует, хотя из 17.000 человек, работавших здесь в 1980 году, осталось только 3 тысячи. Из них 1.800 человек - члены "Солидарности", 300 - в старом, традиционном профсоюзе (OPZZ) и 50 в профсоюзе инженеров и техников. Множество работников разочаровались во всём и вообще никуда не вступили.
         Раньше в основном строили суда для СССР, сейчас возникли большие проблемы с заказами, однако некоторое количество судов для Норвегии продолжают строить.
         Несколько лет назад государство выставило на продажу эту обанкротившуюся верфь, её купил за бесценок синдикат верфей польского порта Гдыни. Ту её половину, где стоят доки, он перепродал фирме "Synergia-99", то есть американцам, но уже за 100 миллионов долларов. Теперь верфь строит суда на своих бывших доках силами своих же людей, но платит за аренду доков американцам. Все понимают, что тут что-то нечисто.
         Зарплата составляет 1.100 злотых - ровно половина среднестатистической по стране. Точнее говоря, её сейчас вообще не платят, так как имеют место задержки по выплате, достигшие двух-трёх месяцев: "мода такая новая сейчас в Польше". Однако трудовая дисциплина резко выросла - все боятся потерять даже такую работу. И забастовок больше нет, последний раз они были в 1988 году.
         На проходной я выписываю пропуск и иду через огромную, но почти безлюдную территорию. Заместитель председателя комиссии профсоюза "Солидарность" пан Фредерик Радзиуш (Fryderyk Radziusz) уже ждёт меня. Он из "работяг", а не чиновников, и это видно с первого взгляда. Он рассказывает:
         "Бывшее руководство нашей верфи, фирмы "Synergia-99", синдиката в Гдыни сплошь ворьё. Брали кредиты, не отдавали их. Особняки за миллион долларов и прочее, и прочее. Их сняли, возбуждены уголовные дела. К афёрам причастны также их родственники, разобраться во всей этой каше с куплей-продажей невозможно, но не подлежит никакому сомнению, что махинации имели место.
         Нашу верфь продали за 70 миллионов злотых, в то время только на банковском счету у нас было 40 миллионов. Ещё были комплектующие, почти построенный корабль - живые деньги.
         Почему сразу после покупки нашей верфи синдикатом Гдыни у нас демонтировали доки для строительства малых судов? Чтобы избавиться от нежелательной конкуренции? Да, на тот момент не было на них заказов, но они вполне могли бы появиться позже.
         Мы недавно пикетировали посольство США в Варшаве, добиваемся возвраты той части верфи, которая принадлежит "Synergia-99". На стене, посмотрите, каски. Их мы одеваем, чтобы защитить головы, когда готовимся к акциям, на которых ожидаются столкновения и драки с полицией.
         В Польше сейчас около миллиона человек в "Солидарности", когда-то было в десять раз больше. У нас когда-то были такие известные личности, как Михник, Куронь, Мазовецкий, Качиньский, Лех Ярек, Цериньский. Сейчас они создали множество партий, которые сливаются, распадаются, и мы не в состоянии понять, кто есть кто.
         На какие деньги покупают наши предприятия? Никому это не известно, масса финансовых афёр.
         Михник был редактором нашей "Газеты Выборчей". Теперь он владелец огромного издательства. Откуда деньги? Никто не знает.
         В ходе агитации по поводу референдума о вступлении в ЕС профсоюз "Солидарность" никак не высказывался. С одной стороны, на ЕС есть какая-то надежда, с другой, он регламентирует, сколько кораблей должно строиться на польских верфях. Даже стандарты бутылки с водкой определяет, сколько там её должно быть, 0,7 литра или 0,75...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100