«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 26%

Русский - имя прилагательное?


         Летописные источники подтверждают, что большинство неславянских племен, которые находились тысячелетие с лишним назад на землях Руси, существуют и поныне - с теми же или новыми национальными названиями. Это резко контрастирует с историей, например, Германии, где балтийские и славянские племена, первоначально населявшие большую часть ее территории, почти начисто исчезли, во многом насильственно были ассимилированы.
         Заметим, что отличительная особенность многонационального гиганта, каким была Россия, - более чем тысячелетнее существование всех ее народов при подавляющем преобладании центростремительных тенденций над центробежными.
         Россия всегда была единой метрополией, практически не имевшей заморских колоний, и все ее жители находились под защитой единой системы законов. В колониальных империях законы для колонизаторов и колонизируемых были различными. Двойные стандарты - отличительная черта государств, упорно называющих себя "правовыми".
         Хорошо известно, что русские - это единственный народ, названный именем прилагательным. И "русский татарин" или "русский армянин" звучит совершенно естественно. Народы России как бы определялись русским вектором - преемственностью русского пути, русской истории и русской культуры.
         В то же время самобытность населяющих нашу страну народов тщательно оберегалась. Финляндия, например, где официальным языком был шведский, несмотря на то, что 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 году, стала обретать свою национальную культуру. Уже во второй четверти ХIХ века преподавание финского языка в школе стало обязательным. Недаром чуть ли не в каждом финском доме висел портрет русского генерала Якова Кульнева, которого благодарные финны почитали как своего освободителя.
         То же было с Лифляндией и Эстляндией, местные языки которых были полностью подавлены немецким и возрождены с помощью России. В том же ХIХ веке аналогичный процесс происходил в Бессарабии. Благодаря русской помощи были восстановлены почти уничтоженные турецкими завоевателями болгарский, армянский, сербский языки. Ту же политику продолжал и Советский Союз: в советское время около 100 народов, не имевших ранее своей письменности, получили ее вместе с национальными учебниками и школами.
         Нет другой страны мира, которая, как Россия, умела бы вобрать в себя и синтезировать множество национальных культур населяющих ее народов, и поэтому для каждого из этих народов русская культура, как и собственно национальная, была своей. Только через большую культуру мирового уровня малый народ мог заявить о себе и быть услышанным в мире. Примеры можно множить до бесконечности. Мировую известность обрел грузинский кинематограф, книги Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, поэзия Расула Гамзатова и пр. И все это были высокие образцы глубоко национальной культуры.
         Как нам были дороги эти нерусские имена, глубоко связанные с русской культурой. Как мы любили в России особую лирику грузинского кино, сдержанную манеру игры известных прибалтийских актеров. Последние у нас тогда были европейцами в России, сейчас стали - задворками Европы.
         Искусство наших, как тогда говорили, "братских" народов - яркое, неповторимое, колоритное - все мы считали близким и своим. Так же как для Расула Гамзатова своим был Пушкин, который всегда воспринимал Россию как многонациональную и был обращен ко всем ее народам: "И назовет меня всяк сущий в ней язык". Пушкин - "это наше все" - для всех нас, объединенных могучей русской культурой.
         Когда народы России были вытолкнуты за ее пределы в рамки новых национальных государств, а в бывших союзных республиках началась разнузданная травля русской культуры, хорошо проплаченная "заокеанцами", то никакого культурного расцвета у освобожденных от "российского диктата" не случилось. Где они, национальные шедевры? Где что-то, хотя бы отдаленно приближенное к прежним высоким культурным образцам? И сегодня на ироничную усмешку о "семье народов" и на соглашательский кивок о "России-тюрьме" абсолютному большинству представителей искусственно разъединенных ныне народов есть что ответить. Кстати, многие из наших теперь уже бывших соотечественников кинулись за спасением от голода, криминала и нищеты именно в Россию (обратно "в тюрьму"?).
         В этой связи нельзя оставить без внимания явно не без злого умысла запущенный еще с начала перестройки тезис - "Россия - для русских". Это глубоко порочная идея, основанная на униженном русском самосознании и уже поработавшая наряду с другими мифами на развал страны - большой России.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100