«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%

Как потерялись и нашлись чертежи, заводы и специалисты


         В журнале "Популярная механика" N11(13), ноябрь 2003 года на с. 53 А. Грек сообщает: "И сейчас, даже при большом желании наладить производство "Сатурна-5"... нереально: не сохранилось ни полной документации, ни сборочных заводов, ни специалистов". Разберём их в порядке поступления. Неужели разработчики и НАСА потеряли чертежи уникальной ракеты? Успокоение внёс другой автор этого же журнала (Пол Эйзенштейн, N6(8) 2003 г, с. 29). Он пишет: "Ситуацию прояснил Пол Шавкросс, сотрудник внутренней инспекции НАСА.... Все чертежи самой большой в мире ракеты целы и невредимы".
         Самая громоздкая часть "Сатурна-5", первая ступень, производилась на заводе в Центре космических полётов им. Маршалла (Хантсвилл, Алабама). В настоящее время Центр продолжает заниматься тем, для чего он был создан - создавать космическую технику. А раз техника делается, значит, и специалисты не перевелись.
         В общем, забвению такого прекрасного технического достижения, как "Сатурн-5" (если оно было), очень трудно найти какое-то логичное объяснение. Не лежат ли причины этого забвения в совсем иной сфере? "Сатурн-5" долго оставался в гордом одиночестве. Лишь в 1988 году, почти через 20 лет, СССР смог создать ракету с теми же параметрами, которые НАСА назвала для "Сатурна-5". Это была ракета "Энергия". Такое огромное отставание очень удивительно, поскольку СССР тогда занимал очевидное первое место в области создания тяжёлых ракет. И он создал такой задел опережения, что в настоящее время именно американцы активно работают над тем, чтобы использовать советские достижения в области ракетостроения, а не наоборот. Так, уже в наше время на первой ступени одной из американских ракет - "Атлас-3А" - установлен российский двигатель РД-180 (Энц. Космонавтика, М., "Аванта", 2004, сс. 188, 293, 306). Возникает вопрос - если, создав "Сатурн-1, 1Б" и "Сатурн-5" американцы ещё в 60-х годах стали лидерами тяжелого ракетостроения, то зачем им сейчас российские двигатели? И почему именно "Союзы" и "Протоны" сейчас вне конкуренции на мировой космической арене, а не какие-нибудь американские ракеты-носители?

* * *


         Как видим, в истории ракеты "Сатурн-5" есть довольно много странных обстоятельств. Что же на самом деле скрывалось за ставшей привычной для общественного мнения легендой о необыкновенно удачной лунной ракете?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100