«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%


         Пока еще нет такой современной литературы, которая выразила бы образ того, что мы есть - выразила бы народ русский. Иные видят сначала роман, потом - жизнь, другие же - сначала жизнь, потом роман. Литературу и критику в действительности нельзя оторвать от самой жизни, как следствие от причины, в противном случае суждения о вещах - искаженная, уродливая гримаса. Каждый ценящий слово реалист силой таланта, мировоззрением, искренностью, собственным стилем, особенностью языка, верный нравственности традиции, пишет портрет своей страны и составляет правду о своем народе, правду о самом себе. "Война и мир" - не о Толстом ли это правда? "Тарас Бульба" - не правда ли это о Гоголе? "Тихий Дон" - не правда ли это о Шолохове?
         Серьезным молодым писателям сверх меры трудно пробиться сквозь скопище литературных жучков, высокомерно пишущих модную прозу, похожую на зелено-льдистый галстук. Многие из юных литераторов не очень твердо знают, что буржуазный Запад "переварил" модернизм, забавляясь его игрушками, шарлатански гремевшими на вернисажах, вежливо указал путь на рынок массовой культуры под вывеской авангардизма, затем - уже постмодернизма с давно наскучившими изделиями эстетствующих одиночек.
          Несокрушимой громадой остался в мировой культуре монумент реализма, который тщетно пытались взрывать множество раз и на Западе, и на Востоке.
         Советская литература была рождена революцией. Отечественной войной, проблемами послевоенной деревни, городской интеллигенцией, невиданными трудностями восстановительного быта - и возникло нечто новое, свежее в культуре, появились молодые дерзкие таланты, объединившись со старыми мастерами, и совершилось огромного значения событие в мировом искусстве. Этот наивысший пик художества в Советском Союзе блистал над европейско-американской литературой до конца 80-х годов. Потом, в правление Ельцина, началась травля самой талантливой литературы, медленно-жестокое удушение ее. И возник страшный хаос: никто ничему и никто никому. И подсолнухи, и лотосы, всегда обращенные к солнцу, как к надежде, повернулись в обратную сторону, затененную преисподним угаром.
         Мы сохраним и продолжим русскую культуру только тогда, когда будем следовать отечественной традиции и развивать ее. Традиции - это передача закономерности нравственного вкуса и не подверженная измене позиция морали во всех условиях неустроенной жизни.
         Читают все люди, уметь читать обязана критика. Но она не всегда умеет это. Современная пресса чаше всего - это спичи или просаленная брань разной степени, в зависимости от направления бедного сочинителя. Поэтому тут хотелось бы вспомнить фразу не очень вежливого с критикой Марка Твена: "Что пишут болваны, пусть сами болваны и читают". Трудно спорить с американским классиком, тем более что критика - тоже портрет хулителя, детали его автобиографии и следствие воспитания факультетом журналистики. Кто имеет право на духовное завершение? Критика, имущая клановую власть? Телецентры, затопленные пошлостью, прививающие народу хихиканье блатных остряков и вкусовые пристрастия извращенцев?
         В соответствии со временем критика стала циничной рекламой плохой литературы, что означает - порча духовного здоровья читателя. Духовное здоровье и литература, разумеется, не одно и то же, но они необходимы друг другу, как необходима дереву земля.
         В критике исчезли простота, чувство, свежая мысль, логика, появилось самое неточное измерение художества, и давно забыто, что содержание заключается в форму и в движении характеров вырастает идея, а не наоборот.
         "Горы критиков критик", не так ли? (Толстой).
         Стиль и язык делают писателя, коли есть у него мысль и идея. Четкость и ясность в литературе - не голая веха, не обнаженность мысли, не щекотливое "ню" сюжета, а блеск таланта. Трудолюбие и долготерпение - рабочие лошади гения.
         К черту путаника Фрейда с его теорией сублимации инстинктов! К черту кокетливого профессора Адорно из "франкфуртской школы", где возникла кричащая формула: "Литература без характеров"! К черту другого оригинала - Сартра, превращающего сексуальное зло в какую-то мистическую революционность и призывающего давать ответы на экзистенциальную тоску! (Одиночество в искусстве не уничтожается сочувствием).
         Нам нужны духовное здоровье и здоровая культура.
         Как это ни прискорбно, купюролюбивая часть журналистов, занявших высоты прессы и телевидения, - блудные сыны, хорошо заучившие старый постулат "пятой колонны": сильный организм государства можно победить без оружия - разъела душу народа, как ржавчиной, обманным и лживым словом.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100