Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Загадка первого воздухоплавателя

"НЛО", 24.05.2004, С.-Петербург, n22(339), стр.9

Автор: Александр Липовский


        Братья Монгольфье, совершившие свой полет на воздушном шаре в 1783 году, считаются первыми людьми, поднявшимися в воздух при помощи этого летательного аппарата. Однако ряд отечественных академических изданий, в том числе и Большая Советская Энциклопедия, сообщают, что в 1731 году (то есть на 50 лет раньше) россиянин Крякутной, уроженец города Нерехта, использовал для полета примитивный аэростат. В XX веке в родном городе Крякутного был открыт памятник ему, а в честь 225-летия этого полета была выпущена даже почтовая марка. Но не все в этой истории так просто, как может показаться на первый взгляд...


         Единственным документом, подтверждающим полет Крякутного, является записка рязанского воеводы С.М.Боголепова, приведенная в рукописи его внука, известного русского антиквара А.И.Сулакадзева, "О воздушном летании в России от 906 лета по Р.Х.". Текст этого сообщения следующий: "1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив, его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого или в землю или сжечь". (Крякутной поднялся в небо на своем воздушном шаре именно там, где через триста лет будет стоять достопримечательность Рязани - воздушно-десантное училище, или, как его называют в угоду современности, Институт воздушно-десантных войск имени Маргелова. Прим. М.Т.).
         Поскольку А.И.Сулакадзев не стремился к изданию своих работ, впервые этот текст стал доступен широкой публике лишь спустя 70 лет после смерти антиквара, в 1901 году, когда стараниями историка воздухоплавания А.А.Родных отрывки из его книги были напечатаны в журнале "Россия".
         Сначала рассказ о полете Крякутного на воздушном шаре остался без внимания читателей, но постепенно на фоне развития авиации усилился интерес и к ее истории. Материалы об "отце воздухоплавания" появились на страницах многих отечественных изданий. В 1910 году на одном журнале из стендов Мюнхенского музея по истории науки и техники была даже помещена фотокопия страницы из русского журнала, рассказывающая о первом подъеме в воздух при помощи аэростата. В научных и в популярных работах этот факт был признан достоверным, а слово "фурвин" стало термином, обозначающим тип летательного устройства. Впрочем, подавляющее большинство зарубежных историков авиации до сих продолжает придерживаться традиционного мнения, что первыми воздухоплавателями все же были братья Монгольфье из Франции.
         В 1951 году рукопись Сулакадзева, находившаяся ранее в личном пользовании А.А.Родных, поступила в Библиотеку Академии наук. В 1956 году в ходе работы над книгой "Воздухоплавание и авиация в России до 1917 года" данный документ стал объектом пристального внимания ученых. В записи о Крякутном были обнаружены не замеченные ранее исправления. Результаты исследования рукописи в инфракрасных лучах показали, что первоначально здесь вместо "нерехтец" было написано "немец", вместо "Крякутной" - "крщеной" (то есть крещеный), а вместо "фурвин" - "Фурцель", по-видимому, фамилия того самого немца. Кстати, славянисты никогда не могли объяснить значение слова "фурвин": сначала полагали, что это какая-то должность, а позже - что это большой мешок. То есть первоначальная запись имела несколько иной смысл - в воздух поднялся хоть и российский подданный, но немец по происхождению!
         Возможно, рукопись Сулакадзева была правлена первыми издателями, которым не понравился факт принадлежности воздухоплавателя к инородцам. Составители сборника "Воздухоплавание и авиация в России до 1917 г." сумели обойти "национальный вопрос". Но уже в 1958 году после повторного изучения рукописи исследовательница В.Ф.Покровская опубликовала статью, в которой доказывала, что документ содержит исправления, заставляющие сомневаться в его подлинности. Записки воеводы Боголепова, на которые ссылался Сулакадзев в известии о Крякутном, так и не были обнаружены. Странным выглядело еще и то, что описание полета приходилось на раннее детство Боголепова, родившегося в 1718 году. Помимо всего прочего, репутация Сулакадзева как историка была сомнительна - считается, что он занимался не только собиранием древних рукописей, но еще и их подделкой. Все эти факты позволили считать рукопись "О воздушном летании в России от 906 лета по Р.Х." фальсификацией, а "нерехтец Крякутной" был официально признан вымышленным персонажем.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100