Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Василий Сомик: крестный отец советской катапульты

"Российский Кто есть Кто", n1, 29 января 2004 г.

Автор: В. Кириллов


         Декабрь 1963 года - знаменательная дата в истории авиации и парашютизма. 40 лет назад в ясный морозный день впервые в мире на сверхзвуковой скорости катапультировался Герой Советского Союза, заслуженный парашютист-испытатель Евгений Андреев. Истребитель Су - 9У быстро набрал заданную высоту 12.000 м и вышел на боевой курс. Скорость 450 м\с. До катапультирования оставались считанные секунды. На земле и в воздухе участники испытаний замерли в тревоге и волнении. Всем был памятен трагический случай, когда в 1955 г. на большой скорости вынужденно покинул самолет американский летчик Ф.Смит. Американская катапульта не была пригодной для таких скоростей, поэтому летчик едва не погиб. Воздушный поток буквально раздел и искорежил его: сорвал шлем, кислородную маску, ботинки, носки, перчатки, часы, разорвал в клочья одежду. В течение пяти суток Смит не выходил из состояния комы.
         Но Андреев знал, что конструкторы и организаторы испытаний сделали все, чтобы испытываемая им катапульта обеспечила безопасное десантирование на большой скорости полета. Испытание завершилось успешно. Но это был лишь один, хотя и выдающийся эпизод сложнейшей работы большого коллектива ученых, специалистов, испытателей по созданию и совершенствованию катапульты. Подготовкой и организацией испытаний с конца 40-х по 70-е годы бессменно руководил начальник отдела испытаний средств аварийного покидания и спасения, а также средств жизнеобеспечения личного состава ВВС полковник Сомик Василий Степанович (1911-1980). Фамилия Сомик очень известна в советской авиации, отец Василия был первым командующим авиации РККА.
         Вся жизнь Василия Степановича с 30-х годов связана с испытательным центром ГК НИИ ВВС на Чкаловской, которую теперь знают практически все. В 1932 году было завершено строительство нового мощного аэродрома Чкаловский. Родилась идея - отметить новоселье воздушным парадом над Красной площадью. Перелет состоялся 11 ноября. Праздничная армада самолетов НИИ ВВС прошла над Красной площадью. Фактически это был первый воздушный парад, в котором участвовали самолеты только советского производства. Лидером парада был ТБ-3 с бортовым номером 311, командиром которого был Валерий Чкалов. В состав экипажа входил Василий Сомик.
         В авиацию Сомик B.C. пришел по комсомольской путевке. До этого работал на шахте в Донбассе. Рос без отца, который погиб в первую мировую войну при высадке союзнического экспедиционного корпуса Антанты в провинции Нормандия (Франция).
         Путевку в небо Василию Степановичу дал другой знаменитый летчик Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский. Тяга к научно-технической стороне создания и испытания авиационной техники привела его в Академию им. Жуковского, которую он успешно закончил.
         Перед самой войной Сомик B.C. был ведущим инженером по испытанию наших дальних тяжелых бомбардировщиков ПЕ-8 и ДБ-ЗФ, которые потом успешно бомбили Берлин.
         В 1942 году направляется на фронт под Сталинград, где решает важнейшую задачу обеспечения скрытного развертывания мощных авиационных соединений для подготовки исторического Сталинградского сражения. В этот период он был там, где шли самые жестокие и ответственные бои. Получил тяжелое ранение.
         После разгрома фашистов под Сталинградом Василий Степанович направляется в авиацию дальнего действия (АДД), а после Победы в 1945 году возвращается на службу в ГК НИИ ВВС на Чкаловскую.
         С ростом скоростей полета, приближением ее к сверхзвуковой, все более сложной становится задача надежного и безопасного покидания самолетов в аварийных ситуациях. Организацией решения этой сложной, масштабной проблемы во взаимодействии с конструкторами, испытателями, медиками было поручено заниматься Сомику B.C. Начинали практически с нуля. Построили ферму высотой 50 м, направляющие, установили тележку...
         Первая катапульта (главный конструктор Герой Социалистического труда Алексеев) была построена и испытана довольно быстро. Но она была далека от совершенства. Испытания катапультных установок проходили тяжело. По-сушеству, опасным оказывалось каждое катапультирование. Кресла имели серьезные недостатки. Для эвакуации летчика необходимо было выстреливать кресло на 25 м выше киля самолета. Возникали значительные перегрузки, которые приводили к травмам позвоночника. Кроме того, на первых конструкциях катапульты скорость воздушного потока должна была быть более 140 км\час, а высота не менее 200 м.
         На основе анализа результатов испытаний в середине 60-х годов в отделе Сомика B.C. были подготовлены тактико-технические требования на разработку принципиально нового кресла К-36, которое находится на вооружении и поныне (главный конструктор Г.И.Северин). Эти требования предусматривали:
         1. Универсальность (совместимость со всеми типами самолетов).
         2. Возможность катапультирования с 0-й высоты и при 0-й скорости.
         3. Улучшение фиксации летчика ("притяг").
         4. Использование комбинированного стреляющего механизма - трехступенчатое реактивное устройство, за счет чего перегрузки значительно снижались.
         Испытанное и принятое на вооружение катапультное кресло К-36 стало самым лучшим по многим параметрам и послужило основой для создания первых средств спасения космических летательных аппаратов.
         В 80-х годах при предполетной подготовке на самолете ТУ-22М на одном из аэродромов в Прибалтике штурман Мелентьев случайно нажал рычаг катапультирования. Все произошло мгновенно. Штурман взлетел вверх и плавно спустился на парашюте. Жив и невредим, он был в таком недоумении от случившегося, что приземлившись, первым делом попросил закурить, хотя до этого не брал в рот сигарету. В наше время уже мало кого удивляют сообщения о спасении экипажей самолетов в самых экстремальных условиях.
         Родина достойно оценила вклад Василия Степановича Сомика в развитие авиации и создание средств спасения и жизнеобеспечения, наградив его орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими боевыми медалями...
         Давно уже нет в живых многих создателей этого чуда техники, а оно продолжает служить пилотам и космонавтам, спасая их жизни.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100