«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%

И крепость, и таможня


         Корреспонденты "Итогов" решили своими глазами увидеть таинственное подземелье. Проводить нас взялись уже знакомые вам Владимир Гладченко и Вячеслав Запорожцев.
         "Казематные помещения, расположенные на окраине города Аксай, - рассказывает по пути Владимир Гладченко, -были построены в середине XVIII века, практически одновременно с основанием Ростова. Между тем подземную аксайскую крепость в народе чаще называют таможенной заставой. Дело в том, что в середине XVIII века здесь действительно находилась таможня. В окрестностях Усть-Аксайской станицы проходило восемь торговых путей, и в их числе дорога к Черкасску, столице земли Войска Донского. В 1853 году, во время Крымской войны, на крепость были возложены оборонительные функции, и она стала оплотом третьей линии обороны от нападения турков на Азов. На этом временном рубеже, похоже, героическая история крепости и заканчивается".
         На входных воротах, качаясь, поскрипывал небольшой корабельный фонарь, рассеивая своим тусклым светом плотный туман, обложивший крепость со стороны реки. Если бы не современный коттедж, выросший по соседству, можно было бы и впрямь подумать, что на дворе XVIII век. Большой земляной холм высотой 10 метров обнесен крепкой белой стеной. Массивные двери с увесистыми засовами. Кое-где из-под земли выглядывают зарешеченные амбразуры.
         Достав тяжелую связку ключей, Вячеслав Запорожцев с трудом приоткрыл входную дверь. "Добро пожаловать", -сказал он, странно улыбнувшись, и пропустил нас вперед. Куда-то вниз, в темноту, вели каменные ступени. Пройдя темным коридором, мы оказались в просторном помещении со сводчатыми потолками. Перед нами лежал длинный тоннель, который вдалеке поворачивал влево. Даже при тусклом освещении было видно, что в конце тоннеля кирпичная кладка упирается в глиняную стену. "Это плацдарм для наших ближайших раскопок, - говорит Владимир Гладченко. -Работы в крепости по известным вам причинам временно приостановлены, но я надеюсь уговорить наших помощников, и в скором времени мы планируем раскопать еще три тоннеля".
         В потолок тоннеля забиты металлические кольца. На первый взгляд сооружение напоминает застенки, в которые заточали злостных неплательщиков таможенных податей. Однако у Владимира Гладченко иное мнение. Он считает, что к таким кольцам привязывали лошадей. А чтобы разгневанная лошадь не стучала копытом, за ноги ее привязывали к торчащим снизу металлическим стержням, которые сохранились и по сей день.
         В казематах крепости незаметно для находящихся на поверхности можно было разместить целую конницу, которая ничем себя не выдавала. "Представляете, каково было удивление нападавших, когда из-под земли вдруг появлялась конная гвардия", - рассказывает смотритель крепости.
         По его мнению, такое фортификационное сооружение было практически неприступным. Секрет неприступности оборонительных казематов поражает своей простотой.Владимир Гладченко, прокопавший не один метр глиняного слоя, говорит, что объект создавался в несколько этапов. Сперва в чреве земляного холма были вырыты казематные помещения и обложены кирпичом. Для прочности стен использовали характерную для того времени технику кирпичной кладки - "тычок-ложок". Это когда один кирпич кладется параллельно глиняной стене, а другой - перпендикулярно. На поверхности холм укрепляли, выкладывая его слоями речной глины, которую привозили с берегов Аксая, протекающего всего в ста метрах от крепости. Полуметровую глиняную насыпь плотно утрамбовывали и выдерживали два-три дня до полного высыхания, и так слой за слоем. Толщина глиняного панциря в результате составила 9 метров и стала поистине бронированной защитой для обитателей катакомб. Для обеспечения доступа воздуха под землю в нескольких местах холма сделали вентиляционные шахты.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100