Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Черная культура на голубом экране

Для чего массмедиа запугивают нас плохими новостями

"Политический журнал", n7 (10), 01.03.2004, стр. 73-74

Автор: Ян Шенкман


         Кому выгоден вал негативной информации, обрушивающийся на нас с экранов и со страниц газет? Как далеко может зайти человек, находящийся в состоянии постоянного стресса? Почему наши политики не следят за моральным климатом общества? Об этом мы беседуем с кандидатом филологических наук Мариной Князевой, преподавателем факультета журналистики МГУ. Она ввела и разработала понятие "черная культура", описывающее реальность, которую создают наши СМИ.


         - Марина Леонидовна, разве, например, группа "Стрелки" или сериал "Санта-Барбара" могут повредить нашей психике?


         - "Черная культура" и масскульт - далеко не одно и то же. Задача масскультуры - дать уставшему человеку возможность расслабиться, дать иллюзию счастья. Параллельно существует "черная культура", сокращенно "ЧК". Ее основная черта - запрограммированность на стресс. Она была во все века, но где-то на периферии общественного сознания. И вот в шестидесятых годах домовой, который сидел в темном углу, вылез на свет и стал править миром. Сначала это произошло в европейской, потом в американской культуре. А теперь пришел наш черед.


         - В чем, по-вашему, проявляется "чернота"?


         - В навязывании потребителю негативного представления о мире через средства массовой информации. В тенденциозном отборе новостей. В агрессивном видеоряде. В сознательном запугивании людей под видом организации их досуга. Ведь "ЧК" - не сфера развлечений, как может показаться на первый взгляд. Больше всего это напоминает ситуацию в аптеке, когда попросил анальгин, а тебе дали суперсильный транквилизатор. Ты принял и стал другим человеком. Человеком с проявленной агрессией и со страхом агрессии извне. Идеология "ЧК" такова: мир отвратителен, человек чудовищен, живи этой минутой.
         Мы со студентами журфака проводили эксперимент. Пытались протащить в эфир информацию о женщине, которая занимается с подростками у себя во дворе. Этот сюжет отвергли, зато пошла информация о подростке того же района, который в состоянии наркотического опьянения покушался на самоубийство. Или еще пример. Мой студент, работающий на телевидении в группе новостей, рассказывает: "Мы готовили выпуск и чувствуем - получается вяло, неэнергично. Тут пришла информация о том, что на горном перевале в пропасть сорвался автобус, погибли люди. И все закричали: "Ура!". Установка на отбор травматической информации работает уже подсознательно.


         - Кому же выгодны все эти ужасы?


         - Продукт "ЧК" - человек с нестойкой нервной системой. Он социально индифферентен, лишен воли и готов исполнять любую работу, любые указания сверху. Он - патологический потребитель, а следовательно, выгоден любым фирмам-монополистам в ситуации перепроизводства товаров. Вспомните слоган "Кока-Колы": "Бери от жизни все!". У этой формулы есть логичное завершение: "Бери от жизни все и умри!". Когда возьмешь все, жить больше незачем. А ведь культура - по определению система ограничений, система запретов, направленных на выживание этноса. Культурный человек - человек малозатратный. А "чернокультурный" тратит себя, пока не истратит совсем. Его, скажем так, "физиологический экстремизм" поощряют реклама и СМИ. Им нужно довести человека до того, чтобы он покупал такое количество еды, развлечений, вещей, которое потребить не может. Это получится только в одном случае - когда человеку страшно. Психологи считают, что большинству людей плохую новость нужно заесть или запить алкоголем.


          - А почему бы просто не выключить телевизор? Но мы знаем, что большинство ругается и продолжает смотреть. Значит, подсознательно им хочется лицезреть негатив.


         - Все не так безнадежно. Психолог Наталья Брушлинская проводила опросы после событий 11 сентября в Нью-Йорке и после захвата "Норд-Оста". И выяснила, что большинство не хотело смотреть кадры разрушения и насилия. Они считали, что телевидение навязывает им эту информацию. Слабые ругались и продолжали смотреть. Те, кто посильнее, нажимали кнопку "выкл". Это маcсовая тенденция, зрители отказываются смотреть телевизор, который показывает им не то, что они хотят.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100